Наш опыт - Ваш успех!

Американо-китайская торговая война: о чем не договорятся?

14.05.2019

10 мая сего года торговая война между США и Китаем получила новый виток. В результате: многократное повышение заградительных пошлин и расширение перечня товаров, на которые распространяются увеличенные пошлины. Последствия этих событий могут быть многогранными и вариативными. 

Дональд Трамп посылает китайцам сигналы, что еще можно договориться, но сам на уступки идти не собирается, прикидывая в цифрах, что Китай проигрывает от этой ситуации значительно больше – значит, ему эти договоренности нужнее. Однако Китай – не Запад: мотивировка его дальнейших действий не базируется исключительно на экономическом факторе, здесь все намного сложней.

Как развивались события

Рассмотрим, как развивались события последних 10 дней:

  • 5 мая, видимо, в целях повышения сговорчивости китайской стороны Трамп объявляет о повышении с 10 мая тарифов на установленный перечень товаров с 10% до 25%, если стороны не достигнут успеха в запланированной на днях встрече. 
  • 6 мая Вашингтон получил из Китая проект торгового соглашения между странами. Как сообщает Reuters, большинство требований США в проект не вошли.
  • 7 мая представитель США на торговых переговорах Роберт Лайтхайзер заявил, что Пекин отходит от договоренностей, достигнутых ранее на консультациях по торговым вопросам.
  • 9 мая вице-премьер Госсовета КНР Лю Хэ прибыл в Вашингтон, где провел переговоры с американскими коллегами – министром финансов Стивеном Мнучиным и представителем США на торговых переговорах Робертом Лайтхайзером.
  • 10 мая решение американской администрации о поднятии пошлин с 10% до 25% на китайские товары на $200 млрд вступило в силу.
  • 11 мая Дональд Трамп распорядился расширить перечень товаров, на которые будут повышены пошлины. Это затрагивает импортируемую китайскую продукцию еще на сумму $300 млрд.
  • 13 мая, несмотря на предостережение Трампа о том, что Китаю не следует предпринимать ответные меры, Пекин объявляет о вводе с 1 июня повышенных пошлин на ввоз американских товаров на сумму $60 млрд долларов. На 2493 наименования товаров пошлины составят 25%, на 1078 наименований — 20%, на 974 категории — 10%.

О чем не договорились

В каждой из семи глав проекта торговой сделки Китай отменил свои обязательства по изменению законов. В частности, в проект соглашения не вошло ужесточение законодательства в таких областях, как кража интеллектуальной собственности и коммерческих секретов, манипуляции с валютой, нарушение конкуренции, принудительная передача технологий, затруднение доступа к финансовым сервисам.

По информации из экспертных источников, крайне болезненной темой для китайцев является вопрос расширения доступа американских компаний для работы на китайском рынке. Китай уже пошел на серьезные уступки и обязался значительно увеличить импорт товаров из США, но широко распахивать свой внутренний рынок для деятельности не просто конкурентов, но и идеологических противников (Китай – страна с коммунистической идеологией и соответствующей политической системой) - не желает. Тем более, некоторые из американских компаний, работающих в Китае, подозреваются в причастности к готовящимся поставкам оружия Тайваню, что для Поднебесной является очень болезненным событием.

Реакция сторон

Свою позицию по итогам переговоров Дональд Трамп выразил твитом в свойственной ему манере: "Мы находимся именно там, где хотим быть с Китаем. Помните, что они нарушили договоренности с нами и попытались пересмотреть условия. Мы будем брать с Китая десятки миллиардов долларов в пошлинах». По его словам, Вашингтон направит полученные от введенных пошлин средства на развитие сельского хозяйства, а часть полученной при этом продукции "раздадут голодающим в разных странах по всему миру". А также: "Открыто говорю председателю Си и многим друзьям в Китае, что Китай очень сильно пострадает, если не согласится на сделку, потому что компаниям придется переехать из Китая в другие страны".

Вице-премьер Госсовета КНР Лю Хэ прокомментировал возможность спада китайской экономики из-за торговых противоречий с США: «Китайская экономика сохранит устойчивое и здоровое развитие». По его словам, Пекин «не боится» спада экономики из-за США. А также: «Нельзя беспредельно демонстрировать гнев». 

И сразу же Пекин ослабил официальный курс Юаня на 10%, чем частично нивелировал рост американских заградительных пошлин.

Какие перспективы

Китай действительно проигрывает от этой ситуации значительно больше США, и, если вопрос будет касаться только денег, с высокой долей вероятности пойдет на дальнейшие уступки в части выравнивания торгового баланса.

На неограниченное открытие своего рынка для деятельности американских корпораций Китай скорее всего не пойдет ни при каких обстоятельствах. Китайцы в принципе относятся настороженно к деятельности иностранцев на своей территории. А здесь речь идет о работе представителей идеологического, политического и уже военного «соперника», неоднократно озвучивавшего свою недружественную позицию по многим вопросам.

По другим спорным вопросам возможны варианты.

Китай продвигается в Европе

На фоне обостряющихся отношений с США, которые при этом открыто заявляют о своей политике сдерживания Китая, Си Цзиньпин активно продвигает проекты развития торговли с Европой. 25-27 апреля на форуме "Один пояс - один путь" в Пекине было подписано более 280 документов на сумму $64 млрд. Лидер КНР сообщил, что страны-участницы инициативы договорились усилить сотрудничество на суше, в воздухе, на море, а также в цифровой сфере.

Еще осенью 2009 года Пекин начал приспосабливать европейские средиземноморские порты под свои нужды. Китайская государственная компания COSCO сначала арендовала половину контейнерного терминала Пирея, а в 2016 году приобрела контрольный пакет акций пирейского порта. В 2019 году лидеры Италии и КНР подписали в итальянской столице 29 документов, из которых 19 межправительственных и 10 – между ведущими компаниями и банками двух стран. В числе упомянутых 29 документов были подписаны соглашения с China Communications Construction Company о сотрудничестве с портами Генуя и Триест.

Китай наращивает инвестиции в инфраструктуру ж/д. В этом году Китай намерен инвестировать в железнодорожные проекты более 850 млрд юаней ($125 млрд) – это рекордная за всю историю сумма, которая на 10% превышает изначально запланированную. Китайская железнодорожная корпорация объявила о снижении тарифов на железнодорожные грузоперевозки. Также с 1 апреля в Китае снижена ставка НДС. Для индустрии железнодорожных грузоперевозок ставка налога снижена с 10% до 9%.

Китай даст Казахстану кредит на $300 млн на реконструкцию пунктов пропуска таможни, чтобы ускорить провоз своих товаров в Европу.

В конце прошлого года Китай резко увеличил закупки золота.

Александр Жикин, ГК TELS

Источники: BBC, Интерфакс, ТАСС, tks.ru, ati.su, lenta.ru

 


Количество показов: 531

Возврат к списку

11.07.2019 Готовимся к обязательной маркировке шин

С 1 декабря 2019 года стартует обязательная маркировка шин. Какой объем работ предстоит проделать логистическому провайдеру, чтобы обеспечить беспроблемный переход к новому формату маркировки?

24.06.2019 О рынке международных автомобильных грузоперевозок РФ в 2019 г. Интервью эксперта агентству M.А. Research

Директор транспортного бизнеса ГК TELS Андрей Абрагимович дал интервью исследовательскому агентству M.A. Research о настоящем и будущем рынка международных грузовых автоперевозок.

19.06.2019 Сборные грузы: сократить логистические затраты, не теряя скорости и прозрачности процессов

Всё ли вы знаете об услугах перевозки сборных грузов в части их возможностей по сокращению логистических затрат? За счет каких технологических особенностей сервиса и на каких этапах можно оптимизировать логистику бизнеса? На эти и другие вопросы отвечают эксперты.