Наш опыт - Ваш успех!

Ждать ли роста стоимости моторного топлива после 31 марта?

26.03.2019

Нефтяные компании принципиально договорились с правительством о продлении до 1 июля соглашений о заморозке цен на топливо, которые были заключены в конце 2018 года и должны были завершиться 31 марта. Стороны также договорились об изменении параметров демпфирущего механизма, что позволит увеличить нефтяникам выплаты за сдерживание цен на топливо.

По итогам совещания принято решение снизить условные внутренние цены на бензин и дизельное топливо в формуле демпфирущего механизма на 5 тыс. и 4 тыс. руб. - до 51 тыс. и 46 тыс. руб. за тонну соответственно, рассказал министр энергетики Александр Новак. 

Кроме того, правительство решило начать консультации с ЕАЭС о возможности введения лицензирования экспорта нефтепродуктов (выдача разрешений на экспорт только при условии поставок определенного объема топлива на внутренний рынок). «Ситуация на рынке и так стабильная, но эти решения будут являться 100% гарантией того, что ситуация на рынке будет оставаться стабильной в среднесрочной перспективе», — сказал глава «Газпром нефти» Александр Дюков.

Раннее мы сообщали:

31 марта 2019 года истекает действие договора между всеми крупнейшими нефтяными компаниями страны, Минэнерго России и Федеральной антимонопольной службой РФ о мерах по стабилизации и развитию внутреннего рынка нефтепродуктов. Согласно этому документу, до 31 марта 2019 года компании обязались поддерживать мелкооптовые цены на бензин и дизельное топливо не выше оговоренного уровня для промышленных, сельскохозяйственных мелкооптовых потребителей и розничных сетей с сохранением объемов и регионов поставок относительно предыдущего года.

Таким образом, с 1 апреля снимается жесткое ограничение на рост стоимости топлива, механизм сдерживания переходит на уровень регулирования другими средствами, главные из которых, напомним:

  • «Демпфирующий элемент обратного акциза» - когда нефтяники получают от государства часть разницы между мировой ценой и ценой внутреннего рынка, что компенсирует им часть упущенной прибыли от поставок нефтепродуктов на отечественные АЗС вместо их экспорта.
  • Увеличение нормативов по обязательным поставкам топлива на биржу с 1 апреля 2019 года до уровня не менее 15% от произведённого ими бензина и 7,5% дизельного топлива. Учитывая, что на внутреннем рынке нет дефицита топлива, увеличение доли обязательных продаж топлива через биржу служит для уверенного удержания оптовых цен.

Глава ФАС Игорь Артемьев объявил на встрече с журналистами, что повышение цен на бензин в 2019 году будет ниже инфляции. Похожий прогноз дает и Минэнерго России.

Учитывая, что в цене топлива стоимость самой нефти занимает менее 10%, а основная доля – это налоги и акцизы, правительство имеет возможность легко управлять ценой на горючее, если такая задача будет стоять жестко. Мировые цены на нефть здесь не оказывают заметного влияния.

Слабым местом в механизме сдерживания роста розничных цен являются риски увеличения оптовых цен, что может происходить из-за колебания курса рубля, увеличения издержек на транспортировку топлива в дальние расстояния, рост инфляции выше прогноза и др. Правительство пока не может контролировать трейдеров на бирже, что не исключает вероятность манипуляции ценами на моторное топливо.

Центробанк уже предложил дополнительные меры по контролю биржевых торгов в виде требований к трейдерам вести учет клиентских поручений и хранить данные об их исполнении, вплоть до хранения записей телефонных звонков. При принятии правительством этих предложений, трейдеры должны будут раскрывать финансовую отчетность, информацию о деловой репутации, судебных спорах, об участии в торгах на других биржах. То есть сигнал трейдерам послан и возможные меры контроля определены.

Тенденция закрытия частных АЗС, не входящих в нефтяные концерны, началась еще с конца 2018 года. С учетом повышения в начале года НДС и акцизов, независимым АЗС стало еще сложнее удерживать свой бизнес на уровне рентабельности. Отмечается увеличение случаев различных нарушений – реализация контрафактного некачественного топлива, недоливы и пр., на которые идут частные АЗС для выживания.

Резюмируя все вышесказанное, можно с высокой долей уверенности утверждать, что с 1 апреля заметного повышения цен на моторное топливо не ожидается, и годовой рост сохраниться в рамках инфляции. Но риски выхода динамики роста в течение года за пределы планируемых 4-5% остаются достаточно высокими. По пессимистичным прогнозам, рост цен на топливо может выйти на уровень 7-10% в случае существенного усиления неблагоприятных экономических факторов.

При этом доля независимых АЗС на рынке будет сокращаться, заправиться топливом в удаленных населенных пунктах станет труднее.

Департамент маркетинга ГК TELS

Использованные источники: rzd-partner.ru, russian.rt.com, ТАСС, РБК


Количество показов: 552

Возврат к списку

11.07.2019 Готовимся к обязательной маркировке шин

С 1 декабря 2019 года стартует обязательная маркировка шин. Какой объем работ предстоит проделать логистическому провайдеру, чтобы обеспечить беспроблемный переход к новому формату маркировки?

24.06.2019 О рынке международных автомобильных грузоперевозок РФ в 2019 г. Интервью эксперта агентству M.А. Research

Директор транспортного бизнеса ГК TELS Андрей Абрагимович дал интервью исследовательскому агентству M.A. Research о настоящем и будущем рынка международных грузовых автоперевозок.

19.06.2019 Сборные грузы: сократить логистические затраты, не теряя скорости и прозрачности процессов

Всё ли вы знаете об услугах перевозки сборных грузов в части их возможностей по сокращению логистических затрат? За счет каких технологических особенностей сервиса и на каких этапах можно оптимизировать логистику бизнеса? На эти и другие вопросы отвечают эксперты.