Наш опыт - Ваш успех!

Дальние последствия российских санкций для Украины

18.01.2019

На протяжении уже нескольких недель действия Постановления Правительства РФ № 1716-83 от 29 декабря 2018г., которое запретило импорт в Российскую Федерацию широкого перечня украинских товаров, а также закрыло транзит через территорию Украины товаров любой страны происхождения по этому перечню, среди российских компаний и логистических операторов эта тема обсуждается как-то очень сдержанно. На российских логистических форумах можно видеть такие разделы, где кто-то задает вопрос: «Кто-нибудь ездил [в Украину], как там?». И ноль ответов.

В прессе вышло некоторое количество статей, разбирающих общие экономические последствия этих санкций. Ясно, что для транспортных компаний РФ они не несут критичных последствий. Российские перевозчики и до этого мало работали на рынке Украины. В первую очередь пострадали те из них, кто возил в РФ грузы из Балканского региона: альтернатива транзиту через Украину – это маршрут через 3-5 стран Евросоюза и Беларусь. Ну и молдавские виноделы с производителями консервированной продукции не долго радовались обнулению Россией импортных пошлин на товары из Молдовы, которые должны были прийти на рынок России на смену аналогичным товарам украинского производства.

Согласно данным таможенной статистики Государственной фискальной службы Украины (ГФС), за январь-ноябрь 2018 года Украина экспортировала в РФ виноградных вин и сусла на $19,66 млн, что составляет 51,7% всего экспорта по данной позиции. Овощей приготовленных или консервированных в Россию было поставлено за этот период на сумму $6,85 млн, что составляет 34,9% всего украинского экспорта по данной позиции. Какао-пасты за 10 месяцев Украина поставила в РФ на $25,3 млн.

По подсчетам интернет-ресурса obozrevatel.com, объем санкционных товаров в 2017 г. не превышал 450 млн дол., или 11% экспорта Украины в РФ. На первый взгляд, доля хоть и приличная, но не выглядит пугающе. Большая часть из списка указанных в постановлении товаров экспортировалась из Украины в РФ в очень небольших объемах или не экспортировалась вообще.

Однако резкое закрытие рынка России очень больно ударит по целому ряду промышленных предприятий в Украине. Украинская промышленность, несмотря на крайнюю степень напряженности в российско-украинских отношениях, сохраняла кооперационные связи с предприятиями РФ, поставляя им сырье, материалы и компоненты. Если в 1996 г. в структуре экспортных поставок Украины в РФ так называемые промежуточные товары занимали 64%, то сегодня их доля достигает 80%.

Для ряда украинских производителей компонентной базы предприятия РФ были основным рынком сбыта в силу схожего технологического уровня либо технических характеристик. Это относится к такой продукции, как газовые турбины "Зоря – Машпроект", трансформаторы "Укрэлектроаппарат", генераторы и двигатели "Электротяжмаш". На этих предприятиях работают тысячи людей, в хозяйственных процессах этих компаний участвует значительное количество смежных производств.

Известно, что 1 рабочее место в промышленности генерирует от 4 до 16 рабочих мест в экономике в зависимости от технологической сложности производства. Значит, последствия коснутся не только сотрудников этих предприятий, но и десятков тысяч других людей и членов их семей.

Из-за отсутствия инноваций технологический уровень производства в Украине остается низким, как результат – низкая конкурентоспособность товаров и невозможность быстро переориентироваться на другие рынки.

В украинской прессе эти решения правительства РФ рассматриваются как продолжение «агрессии» против Украины. Позиция России: ограничения введены в ответ на украинские санкции в отношении 1228 россиян и 468 юридических лиц РФ.

Департамент маркетинга ГК TELS

Источники: obozrevatel.com, tks.ru, ati.su, ТАСС


Количество показов: 347

Возврат к списку

04.04.2019 Кейс: авиадоставка из Китая 67 бочек сырья для парфюмерного производства в России

Исполнение нестандартных задач в сегменте перевозок грузов авиатранспортом – дело привычное для специалистов ГК TELS. Представляем кейс одной из таких перевозок, когда собственно перевозка груза – это наименее сложное из всего ряда решаемых задач.

06.03.2019 Когда закончится дефицит вагонов?

Действительно ли проблема дефицита вагонов снижается, и стоит ли ждать заметных улучшений с предложением подвижного состава в ближайшее время? На эти вопросы отвечает руководитель Отдела железнодорожных перевозок ГК TELS.

04.03.2019 Как дизайн-мышление помогает в работе менеджеров по логистике?

В мае 2018 года мы публиковали статью Ольги Жинко «Почему менеджеров надо обучать дизайн-мышлению?». В развитие этой темы приводим несколько кейсов, как полученные знания в области дизайн-мышления помогают менеджерам ГК TELS решать проблемы клиентов комплексно и «навсегда».