Наш опыт - Ваш успех!

Дальние последствия российских санкций для Украины

18.01.2019

На протяжении уже нескольких недель действия Постановления Правительства РФ № 1716-83 от 29 декабря 2018г., которое запретило импорт в Российскую Федерацию широкого перечня украинских товаров, а также закрыло транзит через территорию Украины товаров любой страны происхождения по этому перечню, среди российских компаний и логистических операторов эта тема обсуждается как-то очень сдержанно. На российских логистических форумах можно видеть такие разделы, где кто-то задает вопрос: «Кто-нибудь ездил [в Украину], как там?». И ноль ответов.

В прессе вышло некоторое количество статей, разбирающих общие экономические последствия этих санкций. Ясно, что для транспортных компаний РФ они не несут критичных последствий. Российские перевозчики и до этого мало работали на рынке Украины. В первую очередь пострадали те из них, кто возил в РФ грузы из Балканского региона: альтернатива транзиту через Украину – это маршрут через 3-5 стран Евросоюза и Беларусь. Ну и молдавские виноделы с производителями консервированной продукции не долго радовались обнулению Россией импортных пошлин на товары из Молдовы, которые должны были прийти на рынок России на смену аналогичным товарам украинского производства.

Согласно данным таможенной статистики Государственной фискальной службы Украины (ГФС), за январь-ноябрь 2018 года Украина экспортировала в РФ виноградных вин и сусла на $19,66 млн, что составляет 51,7% всего экспорта по данной позиции. Овощей приготовленных или консервированных в Россию было поставлено за этот период на сумму $6,85 млн, что составляет 34,9% всего украинского экспорта по данной позиции. Какао-пасты за 10 месяцев Украина поставила в РФ на $25,3 млн.

По подсчетам интернет-ресурса obozrevatel.com, объем санкционных товаров в 2017 г. не превышал 450 млн дол., или 11% экспорта Украины в РФ. На первый взгляд, доля хоть и приличная, но не выглядит пугающе. Большая часть из списка указанных в постановлении товаров экспортировалась из Украины в РФ в очень небольших объемах или не экспортировалась вообще.

Однако резкое закрытие рынка России очень больно ударит по целому ряду промышленных предприятий в Украине. Украинская промышленность, несмотря на крайнюю степень напряженности в российско-украинских отношениях, сохраняла кооперационные связи с предприятиями РФ, поставляя им сырье, материалы и компоненты. Если в 1996 г. в структуре экспортных поставок Украины в РФ так называемые промежуточные товары занимали 64%, то сегодня их доля достигает 80%.

Для ряда украинских производителей компонентной базы предприятия РФ были основным рынком сбыта в силу схожего технологического уровня либо технических характеристик. Это относится к такой продукции, как газовые турбины "Зоря – Машпроект", трансформаторы "Укрэлектроаппарат", генераторы и двигатели "Электротяжмаш". На этих предприятиях работают тысячи людей, в хозяйственных процессах этих компаний участвует значительное количество смежных производств.

Известно, что 1 рабочее место в промышленности генерирует от 4 до 16 рабочих мест в экономике в зависимости от технологической сложности производства. Значит, последствия коснутся не только сотрудников этих предприятий, но и десятков тысяч других людей и членов их семей.

Из-за отсутствия инноваций технологический уровень производства в Украине остается низким, как результат – низкая конкурентоспособность товаров и невозможность быстро переориентироваться на другие рынки.

В украинской прессе эти решения правительства РФ рассматриваются как продолжение «агрессии» против Украины. Позиция России: ограничения введены в ответ на украинские санкции в отношении 1228 россиян и 468 юридических лиц РФ.

Департамент маркетинга ГК TELS

Источники: obozrevatel.com, tks.ru, ati.su, ТАСС


Количество показов: 616

Возврат к списку

07.09.2020 Альтернативные схемы ж/д перевозки сборных грузов из Китая: быстрее, по той же цене или дешевле

В настоящее время на рынке ж/д перевозок из КНР в РФ при отправках сборных грузов на станцию Ворсино (РФ) часто приходится сталкиваться с большими задержками из-за ограниченных станционных и складских мощностей. Эксперт рассказывает о вариантах решения проблемы.

03.09.2020 Риски и ограничения на рынке грузоперевозок в связи с политическим кризисом в Беларуси

Есть два заявления Президента РБ: первое касается переориентации белорусского грузопотока из портов Литвы на российские порты; второе - Минск может закрыть границу с Польшей, перекрыв транзит грузов из Западной Европы. Эксперт TELS анализирует эти и другие риски.

07.08.2020 Мошенники активизировались: в каких ситуациях происходит хищение грузов?

На фоне роста криминальных инцидентов на рынке грузоперевозок Юридический департамент ГК TELS еще раз напоминает своим сотрудникам и партнерам о важности соблюдения «правил профилактики» хищений грузов и процедур допуска подрядчиков к перевозкам.