Наш опыт - Ваш успех!

О текущем состоянии рынка ТЛУ (2019 г.): ответы эксперта TELS агентству РБК

24.05.2019 Аналитика TELS

Директор по маркетингу ГК TELS Елена Сазончик ответила на вопросы агентства РБК об итогах работы рынка транспортно-логистических услуг в прошедшем году, состоянии и трендах 2019 года.

Елена Сазончик2018 год многие характеризуют как период стабилизации и даже улучшения общеэкономической ситуации. Как Вы оцениваете состояние рынка транспортно-логистических услуг? Каких результатов достигла Ваша компания?

Рынок международных автомобильных грузоперевозок России в 2018 году медленно сокращался. Согласно данным Евростат, со второго квартала к концу года постепенно нарастала небольшая отрицательная динамика импорта из Евросоюза в РФ в физическом выражении. Сокращение объемов шло в первую очередь за счет товарной группы 84 ТН ВЭД, куда входит промышленное оборудование и прочие тяжеловесные грузы. Поэтому в количестве транспортных заказов рынок еще оставался в положительной динамике до третьего квартала, но в четвертом тоже перешел в небольшой «минус». Экспорт на автомобильном транспорте в ЕС по итогам года вырос примерно на 12%.

Итоги работы автотранспортного подразделения TELS в 2018 году показали рост +25% в транспортных заказах и +20% в стоимости оказанных услуг. Развитие предприятия идет в первую очередь за счет увеличения автопарка компании и загрузки новых машин.

Рынок комплексных логистических услуг (3PL) в 2018 году продолжал развиваться, что закономерно и неизбежно, хотя темпы роста замедлились. Результат работы экспедиционного (3PL) бизнеса компании TELS в 2018 году показал общий годовой прирост объемов услуг +11% в транспортных заказах и +14% в стоимостном выражении (без учета сборных грузов). Примерно на четверть выросло количество сборных перевозок и на треть увеличились объемы перевезенных сборных грузов. На 9% больше реализовали проектных и негабаритных перевозок.

Назовите основные барьеры и, напротив, ключевые драйверы развития рынка ТЛУ?

Самыми главными факторами, влияющими на рынок ТЛУ, всегда были экономические факторы: производство, покупательская способность населения, инвестиционный климат. В этом отношении доклады мировых финансовых агентств не показывают оптимизма, начиная с середины прошлого года практически все аналитические службы постоянно снижают прогнозы темпов роста ВВП и торговли, и наиболее заметное снижение ожидается в зоне евро. На российскую экономику давят также нестабильные цены на нефть и западные санкции в отношении банковской сферы и промышленности.

При этом нельзя сказать, что логистический рынок испытывает какую-то депрессию – на нем довольно живо идут различные процессы. Мы со своей стороны видим ярко выраженную эволюцию рынка ТЛУ по двум векторам: первый вектор – развитие клиентского опыта участников рынка, второй – развитие IT в логистике (или как ее называют – «Логистика-4.0»).

В стремлении оптимизировать затраты заказчики ТЛУ совершенствуют свои системы управления логистикой, что ведет к сокращению штата собственных логистических подразделений и росту запросов на комплексное обслуживание с целью оптимизации логистических бюджетов в целом (вместо борьбы за снижение цены на каждом участке). Эта тенденция увеличивает потенциал клиентского сегмента операторов 3PL-логистики. Развитие клиентского опыта динамичных логистических компаний стимулирует изменение их бизнес-портфелей, что позволяет увеличить обороты за счет комплексного сотрудничества.

Инвестиции бизнеса в интеллектуальные технологии в сфере управления логистикой можно считать, в определенном смысле, «донорским каналом» рынка ТЛУ, поскольку эти инвестиционные вливания преобразуются по итогу в оптимизированные автоматизированные бизнес-процессы, снижающие затраты на управление логистикой и высвобождающие ресурсы для развития: заказчики могут закупать больше комплексных логистических услуг, подрядчики предлагать эти услуги по меньшей цене.

Санкционный аспект сыграл значительную роль в формировании новых экономических связей. Насколько он повлиял на деятельность вашей компании, и какие факторы сегодня изменяют географию перевозок?

Еще в конце 2014 года мы предупреждали своих клиентов, что санкционное противостояние между ЕС и РФ будет продолжительным, поэтому рекомендовали развивать и укреплять новые торговые связи. Мы не возили в больших объемах из ЕС товары, попавшие впоследствии под санкции, поэтому наш бизнес не испытал шока по этой причине. Зато компания увеличила объемы мультимодальных (морских) услуг – вырос спрос на по перевозки фруктов из Африки и Азии.

Тенденция сегодняшнего дня: увеличение грузопотоков в/из Китая, Индии, Турции и других стран так называемого «третьего мира» (развивающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки с низким ростом ВВП на душу населения). Темпы роста экономик этих стран намного выше показателей роста стран «развитого Запада», потребность в ресурсах растет, производимая продукция при хорошем уже качестве и ассортименте значительно дешевле западных аналогов, а развитие логистической инфраструктуры позволяет снижать затраты на транспортировку.

Какие новые инициативы сегодня вызывают особый резонанс в среде логистических операторов? Какой эффект Вы ожидаете от вступления данных нормативных актов в силу и как они скажутся на деятельности Вашей компании?

Законодательные нововведения происходят постоянно, многие из них требуют дополнительных усилий при организации логистики, но из прошлого опыта я не могу вспомнить ни одного законодательного акта, который заметным образом ограничил бы наше развитие. Мы быстро адаптируемся к новым условиям, часто повышая объемы услуг за счет лучшей подготовки к событию, как это было, например, при введении обязательной маркировки при импорте товаров в ЕАЭС или внедрении помарочного учета в отношении алкогольной продукции. И на горизонте сейчас также не видим каких-то «грозных» для нас будущих законодательных нововведений. Самая большая угроза – нестабильная слаборазвивающаяся экономика.

Какие сегменты ТЛУ демонстрируют наиболее высокие или, напротив, низкие темпы роста? Какие коррективы вносит компания в связи с изменяющейся рыночной конъюнктурой?

Услуга собственно транспортировки и набор сопутствующих услуг все меньше становится предметом продаж. Опыт работы TELS показывает значительный рост клиентского интереса к комплексным логистическим решениям – 3PL-логистике, кастомизированной под индивидуальные требования. На «входе» сразу задается множество условий и критериев, и клиент ожидает выгодного решения, причем иногда просит дать несколько вариантов логистических схем.

Для повышения конкурентоспособности приходится проводить серьезные структурные изменения, адаптировать свои бизнес-модели под стандарты и специфические требования ключевых клиентов. Генеральная идея таких изменений – «расслоение» компании на «клиентский» и «транспортный» уровень: клиент-менеджер работает с клиентом (его планами, требованиями, бюджетом и пр.) и организует логистику с привлечением транспортных отделов компании.

Старые «продуктовые» модели сотрудничества еще востребованы и занимают пока значительную долю в продажах, но эволюция явно идет в сторону «сервисной» модели. Под эти изменения эволюционируют и наши бизнес-процессы – здесь мы ориентируемся на SCOR-модель как стандарт проводимых изменений.

Вместе с ростом комплексных услуг усиливается фактор отраслевой специализации, от которой ожидают надежности и снижения затрат. Растут ожидания клиентов, что логистический провайдер: а) должен отвечать специальным требованиям и иметь готовые отлаженные решения по организации доставки его грузов; б) заниматься проактивной оптимизацией логистических бюджетов клиента. В долгосрочных соглашениях с некоторыми клиентами уже заложены условия, что мы должны изыскивать способы ежегодно снижать уровень его логистических затрат на сколько-то процентов.

Для удовлетворения этих ожиданий в рамках компании создаются специализированные структуры, в которых собираются соответствующие специалисты и аккумулируется опыт. Эти структурные подразделения (иногда, проектные группы) прорабатывают и оптимизируют логистику в определенной сфере, стремясь создать при этом максимальные конкурентные преимущества.

Если говорить о сегментах ТЛУ в разрезе географических рынков, сейчас идет мощное развитие импорта из Китая. Развивающаяся инфраструктура сухопутной доставки грузов в комплексе с традиционной морской доставкой создает новые возможности для оптимизации логистики на этом направлении.

Общий интерес к контейнерным ж/д-перевозкам из Китая у наших российских клиентов рос последние несколько лет, хотя до 2017 года включительно заметного увеличения спроса на эти услуги не отмечалось. Но в 2018 году случился взрывной рост наших контейнерных ж/д перевозок как из Китая, так и в Китай.

Объем услуг Департамента сборных грузов ГК TELS ежегодно прирастает в среднем на 20%, что в первую очередь связано с постоянным поиском путей оптимизации схем доставки. Для примера, из некоторых «дальних» европейских стран, как, например, Германия и Италия, срок доставки мелкопартионных грузов сократился до 5-6 дней с сохранением практически той же цены, как за стандартную двухнедельную доставку. В этом растущем сегменте компания значительно увеличила штат сотрудников Департамента (уже больше 50), которые занимаются исключительно доставкой сборных грузов.

Как Вы оцениваете уровень конкуренции на российском рынке транспортно-логистических услуг? Следует ли ожидать слияний и поглощений, банкротств?

Конкуренция на рынке ТЛУ всегда была очень высокой. Сегодняшний этап развития логистического рынка России характеризуется выделением явных лидеров, которые укрупняются дальше и забирают на себя все большие объемы рынка. Конкуренция перешла «на уровень выше» - в сегмент сложного комплексного обслуживания с интеграцией в цепочки поставок.

Усиливается проникновение на российский рынок ТЛУ глобальных логистических провайдеров, но их стратегия развития на нашем рынке пока не озвучивается. Возможно, это связано с политическими факторами, поскольку: во-первых, на планы глобальных операторов в сильной степени влияют различные политические решения (а сегодня политическая обстановка нестабильна); во-вторых, громко обозначать свой интерес к ведению бизнеса в России сегодня «не популярно».

Мы периодически слышим о возникновении альянсов между логистическими операторами из разных сегментов с целью выстраивания общих цепочек поставок, но о каких-то «сделках века» или «ужасающих банкротствах» на рынке ТЛУ России пока не слышно.

Каких результатов ожидаете от 2019 года в контексте Вашей компании, а также Вашего сегмента рынка ТЛУ?

В 2019 году рост услуг Группы компаний TELS в транспортных заказах планируется на уровне 15%. Ожидаем развития мультимодальных перевозок из Китая, в сегменте железнодорожных перевозок из КНР запланирован 25%-ный рост. Примерно на четверть увеличим объемы услуг по перевозке сборных грузов из Европы, расширив при этом региональную географию доставки этих грузов в РФ.

Поделитесь, пожалуйста, Вашими планами на 2019-2020 года? В каком направлении Вы намерены развиваться? Планируете ли Вы расширять спектр услуг, расширять географию перевозок, увеличивать или модернизировать парк, приобретать / арендовать новые складские площади, внедрять новые IT-решения?

В ближайшие годы в области транспортных услуг в компании TELS будут реализованы программы по:

  • дальнейшему развитию внутриевропейских перевозок (между странами ЕС);
  • оптимизации экспортных автомобильных грузоперевозок;
  • расширению спектра услуг Департамента сборных грузов;
  • увеличению доли на рынке «третьих стран»;
  • развитие отраслевой специализации по ряду направлений.

Собственный автопарк компании TELS последние несколько лет увеличивался в среднем на 50 автосцепок ежегодно, такая же динамика роста планируется и дальше. Одновременно с этим парк обновляется более современным подвижным составом и полуприцепами различной конструкции.

В сфере IT в компании сейчас реализуются 5 проектов, которые в ближайшее время расширят аналитические функции нашей информационной системы, усилят наши возможности по интеграции с информационными системами заказчиков, повысят скорость и качество производственных процессов.

Какие способы минимизации негативного воздействия на окружающую среду реализует Ваша компания в своей работе? Каковы Ваши планы по внедрению экологичных решений в логистические услуги?

Система экологического менеджмента в соответствии требованиями ISO 14001 действует в компании с 2008 года (в 2015 году был пройден аудит на соответствие стандартам ISO 14001:2015). И уже более 10 лет TELS подтверждает сертификат Европейского Совета Химической Промышленности CEFIC для логистики химических веществ – SQAS. В собственном автопарке TELS автомобили не ниже экологического стандарта Евро-5.


Количество показов: 2173

Возврат к списку



Ограничения перевозок из-за COVID-19 (ОБНОВЛЯЕТСЯ) 03.07.2020 Ограничения перевозок из-за COVID-19 (ОБНОВЛЯЕТСЯ)

3 июля - 11:41 В формате обновляемой ленты публикуем всю добытую информацию об ограничениях в грузовых перевозках из-за эпидемии коронавируса, а также группируем информацию по странам.

Но фоне отмены рейсов крупных судов на океанические маршруты выходят небольшие контейнеровозы 02.07.2020 Но фоне отмены рейсов крупных судов на океанические маршруты выходят небольшие контейнеровозы

Количество объявленных отмен рейсов крупных судов на третий квартал увеличилось с 13 на 20 неделе до 76 на 25 неделе, и до 82 на 26 неделе. ZIM запустил новый экспресс-сервис для доставки контейнеров из Китая в США судами в 4 тыс. TEU.