Наш опыт - Ваш успех!

Морские перевозки опасных грузов: «allinclusive» или «allislost»?

19.01.2012

Публикация на портале himtrade.ru

Перевозка опасных грузов (ADR)– процесс по определению более сложный, чем перевозка обычных грузов. На подготовительном этапе требуется собрать в несколько раз больше документов, крайне важно правильно определить класс опасности и промаркировать груз. Но самое главное - найти надежного перевозчика, который доставит этот груз без проблем. По утверждению многих специалистов, занимающихся организацией перевозок опасных грузов: какие бы у тебя ни были крепкие знания существующих конвенций, норм и правил по перевозке ОГ, определяющую роль в успехе доставки играет опыт и наработанные партнерские связи.

Общей сложностью в организации перевозок опасных грузов является то, что не все перевозчики берутся перевозить один и тот же груз. И в мотивации отказа часто бывают не объективные причины, а субъективные опасения или предубеждения конкретного перевозчика по поводу определенного вида груза. В морских перевозках дело усугубляется еще технологической сложностью процесса и расстоянием: обладать всеми техническими условиями и лицензиями на работы с опасными грузами должны порт отправления, морское судно, порт назначения. Т.е., у морской линии должна быть схема перевозки, в которой полностью совпадут все условия для доставки груза. К сожалению, случается и так, что порт назначения может «передумать» принять груз: в процессе согласования неверно оценили степень опасности груза, а когда он пришел в порт, поняли, что «ошиблись». А океанское судно – не автомобиль: «заехать» по другому адресу на разгрузку?..

Пример. Экспедиционная компания ТELS  с помощью одной из крупнейших морских линий перевозила аэрозоли из Китая. Морская линия, получив всю затребованную информацию о грузе, согласовав доставку с портами, дала «добро». Груз прибыл в порт Новороссийска, где его вдруг отказались принимать. Причина – порт не приспособлен к работе с такими грузами. Пришлось контейнеру «прогуляться» до Египта, где порт для таких грузов точно подходил. Простояв некоторое время в порту Египта, контейнер вернулся в Новороссийск, когда экспедиционная компания, собрав целые «фолианты» доказательной документации, смогла убедить администрацию порта в том, что степень опасности груза позволяет произвести здесь выгрузку и хранение.

Возможность различной квалификаций участниками процесса степени опасности груза и условий его доставки и – одна из основных причин возникновения непредвиденных ситуаций. Для минимизации рисков желательно запастись как можно большим количеством сведений о грузе: запросить все данные у производителя, приложить все сертификаты и пр. Чем больше сведений будет собрано до отправки груза, тем меньше вероятности возникновения проблем в пути.

Теоретически все может закончиться и полной потерей груза, фрахта и возникновением дополнительных убытков. Согласно пункту 7.8 «Правил перевозки контейнеров морским транспортом»: «Загруженные в контейнер легковоспламеняющиеся, взрывчатые или вообще опасные по своей природе грузы, если они сданы к перевозке в контейнере под неправильным наименованием, могут быть в любое время выгружены и выброшены за борт перевозчиком либо уничтожены или обезврежены без возмещения отправителю убытков. Расходы перевозчика, связанные с этими операциями, а также все убытки, причиненные в связи с перевозкой указанных грузов, относятся за счет грузоотправителя».

Случай из практики. В порт Германии прибыл груз с запчастями для автомобилей. И вдруг при разгрузке работники порта замечают на контейнере наклейки ADR-груза. Как должны были поступить немцы в такой ситуации? Естественно, отработать как с незаявленным опасным грузом. К счастью, компания-экспедитор, контролирующая доставку, оперативно отреагировала на возникшую ситуацию, предоставив администрации порта доказательства того, что в контейнере находится не опасный груз, а наклейка осталась на контейнере после прошлого груза. Также было доказано, что виноват в такой ситуации грузоотправитель, который должен был принять к перевозке подготовленный контейнер, отмытый и освобожденный от всех предыдущих маркировок. Расходы, возникшие в связи с этим инцидентом, были возложены на грузоотправителя.

Еще одна существенная особенность морских перевозок опасных грузов – большие объемы. Иногда они могут достигать сотни контейнеров. Здесь становится крайне важным, чтобы все контейнеры, а также упаковка груза были в отличном техническом состоянии. Любое нарушение целостности одного контейнера может приостановить процесс загрузки и вызвать задержку в доставке всей партии груза.

Из Ростова-на-Дону компания TELS  организовывала доставку в Турцию крупной партии ферросилиция. Груз прибыл в Ростов в 20' футовых контейнерах, планировалась его перегрузка в трюмы. Ферросилиций опасен тем, что при дроблении выделяет фосфин, а при соприкосновении с водой – чрезвычайно токсичный газ. Работники порта и судовая команда долго отказывались заниматься вытаркой и перевозкой этого груза, поскольку были повещены о событиях, произошедших ранее при перевозке аналогичного груза через Таганрог – отравление членов экипажа с летальным исходом. Экспедитору пришлось инициировать обеспечение всех участников дополнительными средствами защиты для осуществления перевозки.

Особый вопрос – доставка сборных опасных грузов. Несмотря на то, что теоретически некоторые виды опасных грузов можно перевозить вместе с обычными грузами при обеспечении определенных условий, на практике никто из грузовладельцев не хочет, чтобы его обычный груз шел в контейнере с ADR-маркировкой. Собрать в сборный груз все опасные грузы удается крайне редко. Небольшие партии опасных грузов обычно идут прочно закрепленными в отдельных контейнерах.

***

Быть настолько «суперэкспедитором» по организации перевозки опасных грузов, чтобы гарантировать его беспроблемную доставку, не может никто. Экспедиторские компании, которые утверждают обратное – или лукавят, или перевозили таких грузов настолько мало, что им просто еще не приходилось сталкиваться с проблемами. Бесспорно, ключевой вопрос при организации перевозок ОГ – это выбор надежного подрядчика, имеющего опыт, способного быстро и квалифицированно реагировать на непредвиденные ситуации.


Количество показов: 1823

Возврат к списку

Контакты для прессы:

e-mail: marketing@telsgroup.com

телефон:

+ 375 17 210 49 30 (внутр. 2769)  


Еще раз о польских разрешениях 29.11.2018 Еще раз о польских разрешениях

Польша защищает свой рынок от перевозчиков с востока, при этом сами польские автотранспортники на восток едут не очень охотно.

Глобальный рынок контейнерных перевозок подает тревожные сигналы 26.11.2018 Глобальный рынок контейнерных перевозок подает тревожные сигналы

Ситуация на глобальном рынке контейнерных перевозок сигнализирует о ярко выраженном тренде снижения темпов роста мировой торговли. В третьем квартале спрос на контейнерные перевозки замедлился до 2,7%.