Наш опыт - Ваш успех!

Кража груза и транспортного средства на территории Таможенного союза с точки зрения действующего законодательства

01.02.2013 Андрей Павлюченко, руководитель Центра корпоративного обучения ГК TELS

Наталья Крылович, руководитель Юридического департамента ГК TELS

Pavluchenko.jpg   Krylovich.jpg

За последние десять лет криминогенная ситуация на постсоветском пространстве существенно изменилась к лучшему. «Лихие» 90-е годы ушли в прошлое. В последнее годы международные автомобильные перевозки, а также все, что связано с ними, стало приобретать цивилизованный характер. И это не может не радовать, так как появилась уверенность в том, что мы, все-таки, когда-либо будем жить и работать, как во всем остальном мире…

Однако от партнеров, в том числе и руководителей транспортных компаний, нет-нет, да и приходится слышать о различных криминальных ситуациях, в которые попадает их персонал (в первую очередь, водители).

Рассмотрим одну из них – кражу груза и транспортного средства на территории таможенного союза Беларуси России и Казахстана с точки зрения действующего в настоящее время законодательства.

1. Формулировка условий задачи

Для начала попытаемся описать некоторые условия перевозки для того, чтобы конкретизировать термины и понятия, а также саму ситуацию:

  1. Транспортное средство, принадлежащее иностранному (по отношению к территории Таможенного Союза) перевозчику, перемещает груз с территории таможенного союза ЕС на территорию таможенного союза Беларуси, России и Казахстана.
  2. Товар (находящийся на борту транспортного средства груз) по отношению к территории таможенного союза Беларуси, России и Казахстана имеет статус иностранного товара.
  3. В качестве меры обеспечения доставки товара в таможню назначения применяется CARNET TIR
  4. Маршрут движения: ЕС – Республика Беларусь – Российская Федерация.
  5. Таможня отправления - таможня въезда на территорию таможенного союза (условно примем в качестве примера - таможню на границе РП-РБ).
  6. Таможня назначения – таможенный орган на территории РФ.
  7. Место хищения – территория любого государства члена таможенного союза (условно примем в качестве примера - Российскую Федерацию).

2. Применяемые сокращения терминов:
  • таможенный союз Беларуси, России и Казахстана - ТС
  • Таможенный Кодекс таможенного союза – ТК ТС
  • Налоговый Кодекс Республики Беларусь - НК РБ
  • Кодекс об административных правонарушениях Республики Беларусь - КоАП РБ.


3. Анализ таможенного законодательства в отношении груза

Иностранный товар, находящийся на борту транспортного средства, в соответствии со ст.215 ТК ТС, при его перемещении через таможенную границу помещается под процедуру таможенного транзита.

При перевозке иностранного товара в соответствии с процедурой таможенного транзита требуется наличие обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов (п.1 ст. 85 ТК ТС).

Такое обеспечение может быть предоставлено таможенному органу отправления, в том числе и лицом, которое вправе владеть, пользоваться и (или) распоряжаться товарами (п.3,5 ст. 85 ТК ТС). В рассматриваемом нами случае в качестве меры обеспечения доставки товара в таможню назначения применяется CARNET TIR, предоставленный в таможенный орган отправления транспортной компанией (перевозчиком).

На основании ст. 223 ТК ТС перевозчик обязан доставить товары и документы на них в установленные таможенным органом сроки в место доставки товаров.

Место доставки товара в соответствии со ст. 220 ТК ТС определяется таможенным органом отправления на основании транспортных (перевозочных) документов. Им, как правило, является зона таможенного контроля, находящаяся в регионе деятельности таможенного органа назначения.

Срок таможенного транзита, в течение которого перевозчик должен доставить находящийся под таможенным контролем товар в таможню назначения, устанавливается таможней отправления в соответствии со ст.219 ТК ТС (в нашем примере белорусской таможней на границе РП-РБ).

Предельный срок таможенного транзита зависит от вида транспорта и для автомобиля не может превышать срока перевозки из расчета 2000 км за один месяц. В каждом конкретном случае в таможне отправления перевозчику устанавливается реальная дата, рассчитанная исходя из расстояния перевозки от таможни въезда (таможни отправления) на территорию ТС до таможни назначения.

Как уже отмечалось ранее, в соответствии со ст. 223 ТК ТС при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита перевозчик, независимо от того, является ли он декларантом этой таможенной процедуры, обязан:

  1. доставить товары и документы на них в установленные таможенным органом отправления сроки в место доставки товаров, следуя по определенному маршруту, если он установлен;
  2. обеспечить сохранность товаров, таможенных пломб и печатей, либо иных средств идентификации, если они применялись.


Таможенная процедура таможенного транзита завершается после доставки товаров в место доставки, установленное таможенным органом отправления (Статья 225 ТК ТС).

При недоставке товаров и документов на них в таможенный орган назначения перевозчик несет ответственность в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза, таможенным органом которого товары помещены под таможенную процедуру таможенного транзита (в нашем примере в соответствии с законодательством Республики Беларусь). (Статья 224 ТК ТС)

Исходя из действующего законодательства, в случае недоставки товара в таможню назначения, перевозчик обязан возместить таможне предусмотренные законодательством ТС таможенные пошлины и налоги.

Размер возмещения определяется исходя из сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при помещении товаров под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или экспорта без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин, налогов.

В этой связи возникает вопрос – какие сроки предусмотрены законодательством ТС по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов?

В соответствии с частью 2 пункта 3 ст. 227 ТК ТС при недоставке иностранных товаров в установленное таможенным органом место доставки сроком уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов считается (если недоставка иностранных товаров произошла по причине утраты товаров, за исключением уничтожения (безвозвратной утраты) вследствие аварии или действия непреодолимой силы):

  • день такой утраты,
  • а если этот день не установлен - день регистрации таможенным органом транзитной декларации.


В тоже время, исходя из условий нашей задачи, в качестве меры обеспечения доставки товара в таможню назначения применялся CARNET TIR. В этой связи сроки и порядок возмещения таможенных пошлин и налогов, как правило, будет определяться не в соответствии с законодательством ТС, а в соответствии с положениями Конвенции TIR.

Обращаем внимание также и на то, что установленный таможенным органом срок таможенного транзита по мотивированному обращению перевозчика, может быть продлен в пределах срока, установленного пунктом 2 статьи 219. (п.3.ст.219 ТК ТС). Однако на практике, в связи с тем, что перевозчиком груз на момент обращения в таможенный орган уже утрачен, и его дальнейшая судьба не известна, таможенный орган, скорее всего, откажет перевозчику в продлении срока таможенного транзита.

4. Анализ таможенного законодательства в отношении транспортного средства

Транспортное средство международной перевозки (автомобиль на котором перевозился груз), временно ввезенное на таможенную территорию ТС, имеет статус иностранного товара (п.2 ст. 342 ТК ТС).

Пунктом 1 ст.342 ТК ТС установлено, что если транспортное средство зарегистрировано на территории иностранного государства и доставка груза осуществляется перевозчиком, не являющимся резидентом ТС, его транспортное средство въезжает на территорию ТС на условиях временного ввоза без уплаты таможенных пошлин и налогов.

Временный ввоз транспортных средств международной перевозки завершается их вывозом с территории таможенного союза в сроки, предусмотренные статьей 343 ТК ТС, или помещением под иную таможенную процедуру, за исключением процедуры таможенного транзита (п. 3. ст.344 ТК ТС).

Статья 343 ТК ТС определяет, что временно ввезенные на таможенную территорию ТС транспортные средства должны быть вывезены с этой территории после завершений операций перевозки (в связи с которыми такие транспортные средства были ввезены) в сроки, исчисляемые с учетом положений ст. 219 ТК ТС «Срок таможенного транзита» (Смотри выше).

Вывоз может быть осуществлен через любой таможенный орган (п.4 ст. 342 ТКТС)

При невозможности вывоза транспортного средства международной перевозки в сроки, предусмотренные в пункте 1 Ст 343 ТК ТС, по мотивированному запросу заинтересованного лица таможенный орган продлевает срок временного ввоза транспортного средства международной перевозки на время, необходимое для устранения причин, по которым невозможен вывоз транспортного средства международной перевозки.

Однако, как и в случае с грузом, скорее всего таможней будет отказано в продлении срока временного ввоза, так как транспортное средство, равно как и груз, перевозчиком утрачено и он, на момент составления такого мотивированного запроса, фактически им не распоряжается. Данное обстоятельство, в свою очередь, не позволяет перевозчику самостоятельно устранить причины, препятствующие вывозу транспортного средства с территории ТС.

Мы уже отмечали, что по аналогии с грузом, транспортное средство, принадлежащее иностранному субъекту хозяйствования при его нахождении на территории ТС, имеет статус иностранного товара, при этом оно временно освобождено от уплаты таможенных пошлин и налогов.

По аналогии с грузом перевозчик обязан доставить транспортное средство и документы на него в установленные таможенным органом отправления сроки в место доставки товаров. При этом он обязан обеспечить сохранность транспортного средства.

Хищение на территории ТС (в нашем примере в РФ) транспортного средства с грузом фактически приводит к утрате перевозчиком товара и транспортного средства, которые находятся под таможенным контролем.

Под утратой таможенные органы понимают выбытие товаров (транспортных средств) из фактического владения лиц, обязанных в соответствии с требованиями таможенного законодательства обеспечить сохранность находящихся под таможенным контролем товаров.

Таким образом, исходя из требований таможенного законодательства, можно сделать вывод о том, что водителем (или по-другому – перевозчиком) не были предприняты все необходимые меры по обеспечению сохранности груза и транспортного средства, что привело к их хищению.

Доказательство иного возможно только в судебном порядке и только на основе уголовного, а не таможенного законодательства.

Таким образом, также как и при утрате груза, в случае утраты транспортного средства перевозчик обязан возместить таможне предусмотренные законодательством ТС таможенные пошлины и налоги.

Размер возмещения определяется исходя из сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при помещении товаров под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или экспорта без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин, налогов.

Сроком уплаты в соответствии с частью 2 пункта 3 ст. 227 ТК ТС, как это уже отмечалось ранее, в случае утраты является либо

  • день такой утраты,
  • а если этот день не установлен - день регистрации таможенным органом транзитной декларации.


5. Выводы на основе проведенного анализа таможенного законодательства.

Таможенное законодательство рассматривает ситуацию, связанную с хищением у перевозчика транспортного средства и груза ТОЛЬКО с позиции полноты и своевременности уплаты таможенных пошлин и налогов. При этом во внимание не принимаются обстоятельства, приведшие к утрате груза и транспортного средства. По этой же причине таможенные органы не могут продлить срок таможенного транзита в отношении груза и срок обратного вывоза транспортного средства, с учетом того, что перевозчиком фактически утрачен над ними контроль.

6. Анализ налогового законодательства. Хозяйственных взаимоотношений.

Исходя из обозначенных нами условий, таможенная декларация на транспортное средство была зарегистрирована в таможне отправления при въезде на территорию Республики Беларусь.

Процедура таможенного транзита в отношении груза не завершена в таможне назначения, а временный ввоз транспортного средства не завершен его обратным вывозом. Продление срока таможенного транзита и срока обратного вывоза (по обозначенным выше причинам) таможенными органами не было произведено.

Правоохранительными органами РФ были проведены все необходимые следственные действия, однако в установленные для проведения следственных действий сроки, лица похитившие груз и транспортное средство, а также сами объекты хищения не были найдены. В этой связи следствие было приостановлено.

Таким образом, таможенные органы имеют основание полагать, что не установлен и конкретный день утраты товара и транспортного средства.

В этой связи у перевозчика возникает обязанность по уплате таможенных платежей и налогов, начиная со дня регистрации таможенным органом транзитной декларации.

В случае неуплаты вышеназванных таможенных платежей в установленные сроки к перевозчику, применяются положения Налогового Кодекса РБ.

Согласно ст.82-83 НК РБ, таможенные органы РБ обязаны обеспечивать взыскание неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов, сборов (пошлин), пеней в т.ч. с применением такого способа обеспечения налоговых обязательств, как арест на имущество (п.1.ст.49 НКРБ).

В соответствии с п. 1 и 2 ст. 54 НК РБ под арестом имущества признается действие таможенного органа по ограничению имущественных прав плательщика (иного обязанного лица) в отношении имущества, принадлежащего ему на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. Арест имущества плательщика (иного обязанного лица) заключается в проведении описи имущества и объявлении запрета распоряжаться им, а при необходимости - в изъятии описанного имущества и передаче его на хранение плательщику (его представителю) или иному лицу с предупреждением таких лиц об ответственности за сохранность описанного имущества.

В соответствии с ч.1 п.14 ст. 54 НК, решение о наложении ареста на имущество действует с момента наложения ареста до отмены этого решения руководителем (его заместителем) таможенного органа, принявшего решение о наложении ареста, либо до отмены этого решения вышестоящим таможенным органом либо общим или хозяйственным судом, а также при прекращении налогового обязательства, уплате пеней.

Как мы уже отмечали выше, желание перевозчика отсрочить оплату таможенных пошлин и налогов, отнести их на более поздний период, в надежде на то, что за это время груз и транспортное средство правоохранительными органами будут найдены, приводит лишь к увеличению размера пени. При этом пеня, как указывалось, рассчитывается таможней со дня подачи перевозчиком декларации в отношении утерянного груза и транспортного средства.

Кроме этого, если перевозчик не знает об этом и, не произведя оплату, продолжает дальше работать в данном регионе, таможенными органами может быть принято решение о наложении ареста на другое транспортное средство данного перевозчика в счет обеспечения уплаты таможенных платежей.

Автомобиль с грузом хранится на складе временного хранения (СВХ) (за счет перевозчика), до момента погашения задолженности.

В этой связи у перевозчика возникает просрочка в доставке груза и, соответственно, могут возникнуть штрафные санкции со стороны заказчика по данной перевозке.

Дальнейшее затягивание сроков оплаты таможенных пошлин и налогов, а также образовавшейся пени может привести к тому, что арестованное имущество (автомобиль) будет продано в счет погашения задолженности.

Естественно, что цена продажи в данном случае может быть ниже, чем реальная цена арестованного транспортного средства. Таможне в данном случае важнее компенсировать неоплаченные таможенные платежи.

Если перевозчик все-таки принимает решение погасить задолженность, то от того, насколько быстро он произведет эту оплату, зависит также и размер оплаты владельцу СВХ за хранение транспортного средства находившегося под арестом.

7. Выводы на основе проведенного анализа налогового законодательства и хозяйственных взаимоотношений.

Затягивание срока оплаты может привести к наложению ареста на иное имущество транспортной компании, которое может быть реализовано в счет покрытия задолженности по необоснованно низкой (с точки зрения перевозчика) цене.

Кроме этого, на перевозчика ложатся значительные дополнительные затраты, которых можно было бы избежать своевременной уплатой таможенных платежей и налогов.

Затягивание срока уплаты задолженности и продолжение работы на данном направлении, сравнимо с механизмом бомбы замедленного действия. Наиболее правильным решением в подобном случае, видится уплата всех платежей с дальнейшим выяснением правомерности действий таможенных и иных органов, если у перевозчика имеются сомнения.

8. Анализ административного законодательства.

Необходимо понимать также и то, что утрата товара и транспортного средства, находящихся под таможенным контролем, является административным таможенным правонарушением.

Статья 14.2 Кодекса об административных правонарушениях РБ (КоАП РБ) определяет что:

1. Недоставка товаров, находящихся под таможенным контролем, в установленное таможенным органом Республики Беларусь или определенное законодательством место доставки на таможенной территории Республики Беларусь, выдача (передача) товаров, находящихся под таможенным контролем, без разрешения таможенного органа иным лицам либо их утрата, а равно действия, повлекшие завершение таможенным органом Республики Беларусь таможенной процедуры таможенного транзита, установленной в отношении товаров, вывозимых через белорусско-российскую границу, с оговоркой о необходимости исполнения налогового обязательства по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.7 настоящего Кодекса, –

влекут наложение штрафа в размере от пяти до тридцати базовых величин с конфискацией товаров независимо от того, в чьей собственности они находятся, или без конфискации, на индивидуального предпринимателя – от десяти до ста базовых величин с конфискацией товаров и транспортных средств, являющихся средствами совершения административного правонарушения (кроме воздушных судов, железнодорожного и внутреннего водного транспорта общего пользования), независимо от того, в чьей собственности они находятся, или без конфискации, а на юридическое лицоот двадцати до пятисот базовых величин с конфискацией товаров и транспортных средств, являющихся средствами совершения административного правонарушения (кроме воздушных судов, железнодорожного и внутреннего водного транспорта общего пользования), независимо от того, в чьей собственности они находятся, или без конфискации.

2. Утрата подлежащих представлению таможенному органу таможенных документов, а также коммерческих и (или) транспортных (перевозочных) документов, в отношении которых таможенными органами применены средства идентификации, –

влечет наложение штрафа в размере до десяти базовых величин.

Справка:

Дата, с которой
установлен размер
базовой величины

Размер
базовой величины (руб.)

Нормативный акт, установивший размер базовой величины

01.04.2012

100 000

Постановление Совмина от 30.12.2011 N 1785

Курс Национального банка РБ по состоянию на 24.01.2012: 1 долл. США = 8 630 руб.

9. Выводы на основе анализа административного законодательства.

Решение о наложении на перевозчика административного штрафа, а также сам размер штрафа в пределах установленных ст. 14.2 КоАП РБ принимается таможенным органом ведущем дело о таможенном правонарушении, совершенном перевозчиком. Как правило, таким таможенным органом является таможня отправления.

10. Общие выводы.

Предлагаемый алгоритм действий:

1. Сразу после разбойного нападения и хищения товара и транспортного средства водитель (как представитель перевозчика) должен обратился с соответствующим заявлением в правоохранительные органы (в нашем примере - полицию РФ)

2. Практически одновременно с этим руководство транспортной компании должно письменно проинформировать о случившемся таможенный орган, в зоне действия которого произошла утрата товара и транспортного средства (в нашем примере российскую таможню). При этом желательно указать и название правоохранительного органа (полиции), в который обращался водитель и который возбудил уголовное дело по факту хищения.

3. Исходя из существующего механизма взаимодействия в подобных ситуациях российских и белорусских таможенных органов, российская таможня должна поставить данное заявление на контроль и по имеющимся каналам проинформировать о случившемся белорусскую таможню отправления.

Однако на практике до настоящего времени имеются недостатки в обмене информацией между российскими и белорусскими таможенными органами.

В связи с этим, в данной ситуации, перевозчику целесообразно было бы также поставить в известность о случившемся и таможенные органы Республики Беларусь (Таможню отправления).

4. С целью минимизации финансовых потерь, о которых мы писали выше, по возможности в наиболее короткие сроки оплатить таможенные пошлины и налоги в отношении утерянного транспортного средства.

В отношении груза, если он перевозился по Carnet TIR, сроки оплаты будут установлены исходя из требований Конвенции TIR.

5. Необходимо понимать, что окончательный размер платежа (с учетом пени) зависит от быстроты оплаты, и в данном случае интересы конкретного сотрудника таможни и перевозчика могут не совпадать. В этой связи перевозчику целесообразно практически сразу обратиться в таможенный орган отправления (в нашем примере конкретную белорусскую таможню) с просьбой определить размер таможенных пошлин и налогов, возможно возникшей уже пени, и указать расчетный счет, на который эти средства должны быть перечислены.

Любое обращение (особенно то, в котором высказывается какая либо просьба) в рамках решения вопросов с таможенными органами должно быть оформлено в ПИСЬМЕННОМ виде и подано в таможню в официальном порядке (не из рук в руки, а через секретариат таможенного органа). Перевозчик в данном случае вправе потребовать от работника секретариата сообщить ему номер регистрации входящего документа.

Подобные действия в последующем могут иметь существенное значение при оспаривании дела в суде.

6. В случае несогласия, с какими-либо действиями должностных лиц таможенных органов, либо с принятыми ими решениями, перевозчик на любом этапе ведения дела может обратиться с письменным заявлением и обжаловать их либо в вышестоящем таможенном органе либо в соответствующем суде Республики Беларусь.

7. С учетом отсутствия у иностранных перевозчиков необходимых знаний особенностей законодательства Таможенного Союза и национального законодательства государств-членов ТС, рекомендуем руководителям транспортных компаний практически сразу после случившегося (с первого дня) обращаться за помощью к адвокатам, имеющим соответствующую практику, либо воспользоваться помощью юридических служб транспортно-экспедиционных компаний, с которыми перевозчик имеет деловые партнерские отношения.

8. Попытка избежать оплаты путем временного прекращения деятельности перевозчика на данном направлении, не реагирования на письменные требования таможни может в конечном итоге привести к тому, что в случае, если груз и транспортное средство не будут найдены, дальнейшая работа транспортной компании на направлении ТС будет практически невозможна.

Важно также помнить, что для взыскания задолженности по налогам не применяются общие сроки исковой давности, определенные гражданским законодательством в 3 года.


Количество показов: 3903

Возврат к списку

Контакты для прессы:

e-mail: marketing@telsgroup.com

телефон:

+ 375 17 210 49 30 (внутр. 2769)