Наш опыт - Ваш успех!

Польша-Россия: «торг непримиримых»

26.01.2011

http://www.adc-tehnika.ru/content/praktika-gruzopotoka/4304/Polsha-Rossiya-torg-neprimirimyx/

7.jpg

Андрей Павлюченко, директор ИООО «АРТ ЛОГИСТИК» (группа компаний TELS)


Затянувшийся кризис в переговорах транспортных ведомств Польши и России о контингенте разрешений на международные перевозки на 2011 год приносит заметные убытки обеим сторонам. Но, по мнению экспертов, шансы на разрешение этого конфликта в ближайшее время очень невелики – стороны ведут себя непримиримо.

Немного истории. Начиная с середины 2000-х Россия с целью защиты интересов российских перевозчиков начинает сокращать количество разрешений для иностранных перевозчиков на перевозки в Россию в/из третьих стран. В частности, для поляков динамика сокращения количества разрешений в/из третьих стран выглядела так: 2005 г. – 45 тыс., 2006 год – 40 тыс.; 2007 год – 35 тыс.; 2009 год – 30 тыс. На 2011 год российская сторона сделала попытку сократить разрешения еще на 5 тыс. Кроме этого, в сентябре 2010 году российское Министерство транспорта заявило на очередном заседании Европейской конференции министров транспорта об установлении ограничений на использование разрешений ЕКМТ при осуществлении перевозок в/из Российской Федерации, что еще более сократило возможность присутствия перевозчиков других стран (включая и Польшу) на российском рынке транспортной работы.

В ответ поляки, которые видимо и так готовились отвоевывать некогда сданные позиции, твердо потребовали установить квоту разрешений в/из третьих стран на уровне 35% от всего контингента разрешений, что составляло около 75 тыс. данных разрешений. (Подобный подход – привязка количества разрешений в/из третьих стран в процентах от общего контингента – был согласован между польской и российской сторонами еще в 2004 году в Санкт-Петербурге на прошедшем там заседании смешанной комиссии.)

Уступая требованиям российской стороны, Польша в последствие сократила свои амбиции с 75 тыс. до 62 700 разрешений в/из третьих стран. Последняя позиция Польши изложена в письме министра транспорта Польши в адрес министра транспорта России в декабре 2010 года: это 33% разрешений в/из третьих стран (62 700 разрешений). Однако, и это количество, по мнению российской, стороны в 2,5 раза превышает то, что было выделено полякам в 2010 году. Письмо министра транспорта Польши завершалось словами: «данное предложение является окончательным, а отсутствие акцептации будет рассматриваться как окончание наших обсуждений». С той поры Польша уже не сделала ни одной уступки. Россия тоже осталась непреклонной, теряя при этом так нужные ей разрешения на транзитные перевозки через Польшу.

Ситуация стала обрастать и некоторыми «драматическими» подробностями. Те автомашины, как польские, так и российские, которые не успели выехать с сопредельной территории до 15 января (принятого обеими сторонами срока окончания действия разрешений 2010 года), скопились на границе. Польская автомобильная ассоциация ZMPD 19 декабря организовывает для своих водителей, «застрявших» на границе с РФ, двухразовое «горячее питание». (Шутка этого периода: надо предложить сторонам организовать обмен водителями, как обмениваются заложниками или шпионами.) Предложение россиян продлить разрешения еще на 15 дней - до 31 января, чтобы перевозчики могли выехать на свои территории, польская сторона отвергла, как и предложение обменяться одной тысячью разрешений для «разруливания» ситуации. В результате Ространснадзор, вопреки позиции АСПАМ, начал выпускать польских перевозчиков с территории РФ при условии оплаты ими соответствующего штрафа за перевозку при отсутствии разрешения. Аналогичным образом поступила и польская сторона, однако штрафы, которые вынуждены были оплатить «задержавшиеся» в Польше россияне, в десятки раз превышали российские, оплаченные поляками.

Нельзя сказать, что противоборствующие стороны не пытаются найти решение, которое смогло бы удовлетворить всех. Однако, состоявшаяся 25 января т.г. в Светлогорске (Калининградская обл., Россия) очередная встреча результатов снова не принесла, да и не могла принести, поскольку здесь встречались лишь руководители национальных ассоциаций перевозчиков, которые и являются выразителями интересов своих транспортных компаний.

Сложившееся противостояние министерств транспорта и ассоциаций международных перевозчиков России и Польши продолжается. Зная решения, принятые представителями ряда российских транспортных компаний в поддержку позиции Минтранса России, настроения представителей АСМАП, позицию руководства польской ассоциации ZMPD, можно с высокой долей вероятности предположить, что обоюдоприемлемого решения в ближайшие дни достигнуто не будет.

Пока высокие стороны "договариваются", рынок приспосабливается к ситуации. Те из российских перевозчиков, кто оказался прозорливее, запаслись чешскими и словацкими разрешениями и возят грузы в объезд Польши. Некоторые перевозчики Польши и России нашли взаимопонимание на «низовом уровне» и взаимодействуют, организуя при посредничестве экспедиторских компаний перевалку грузов, а также перецепку полуприцепов, следующих в Российскую Федерацию на территории Беларуси и Литвы. Условия для этого имеются. Сложившаяся ситуация в определенной степени способствует укреплению позиций белорусских и литовских транспортных компаний, чьи министерства и ассоциации сумели еще в конце минувшего года договориться и обменяться необходимыми бланками разрешений для выполнения перевозок как по территории России, так и Польши.

Участники рынка грузоперевозок продолжают следить за развитием событий. В польских СМИ появилась информация, что переговоры планируется возобновить лишь 31 января в Париже. Пресс-секретарь министерства инфраструктуры Миколай Карпиньский (Mikolaj Karpinski) признает, что переговоры с россиянами будут сложными: «Российские условия по лимиту перевозок неприемлемы».

Количество показов: 1779

Возврат к списку

Контакты для прессы:

e-mail: marketing@telsgroup.com

телефон:

+ 375 17 210 49 30 (внутр. 2769)  


Еще раз о польских разрешениях 29.11.2018 Еще раз о польских разрешениях

Польша защищает свой рынок от перевозчиков с востока, при этом сами польские автотранспортники на восток едут не очень охотно.

Глобальный рынок контейнерных перевозок подает тревожные сигналы 26.11.2018 Глобальный рынок контейнерных перевозок подает тревожные сигналы

Ситуация на глобальном рынке контейнерных перевозок сигнализирует о ярко выраженном тренде снижения темпов роста мировой торговли. В третьем квартале спрос на контейнерные перевозки замедлился до 2,7%.

Международные автоперевозчики снова между молотом и наковальней 09.11.2018 Международные автоперевозчики снова между молотом и наковальней

Сошлось к ряду несколько негативных факторов: риск продолжения роста цен на топливо, очередные (не)договоренности по контингенту российско-польских разрешений, и это на фоне роста дефицита водительских кадров и прогнозов по снижению темпов роста мировой торговли.