Наш опыт - Ваш успех!

Профессиональные кадры для логистической деятельности: найти или подготовить?

02.04.2012

Транспортная логистика - особенная область хозяйствования с точки зрения обеспечения ее деятельности HR-ресурсами. Специфика логистической отрасли в регионе стран СНГ характеризуется тем, что собственно экспедиционный процесс – это «дело молодых», в отличие от Европы, где организацией транспортно-экспедиционного процесса занимаются солидные люди «в возрасте». У нас чаще всего ближе к среднему возрасту экспедитор или идет на повышение - становится управляющим менеджером, или уходит из отрасли.

При этом транспортная логистика – достаточно сложная область в обеспечении профессиональными кадрами. Международный экспедитор должен, как правило, владеть иностранными языками, разбираться в транспортном и таможенном законодательстве, вопросах финансового учета и пр. Кроме того специфика работы подразумевает наличие гибкости мышления, высокой стрессоустойчивости, быстрой реакции на изменения ситуации, способности к постоянному профессиональному росту. Найти молодого, активного, гибкого, стрессоустойчивого профессионала в области транспортной логистики – задача не из легких.

Потребность в высококвалифицированных кадрах присутствует всегда. Но проблема не только в поиске подходящих кадров, но и в поддержании их высокой квалификации в условиях постоянно меняющегося рынка. Динамичность отрасли достаточно высока. В течение нескольких лет здесь существенно меняются условия хозяйствования, требования заказчиков, ситуация с перевозчиками. Ситуация требует постоянного повышения образовательного уровня и компетенций сотрудников.

Задачу обеспечения профессиональными кадрами своей логистической деятельности каждая компания решает по-своему. Но когда речь идет о крупной и, особенно, растущей транспортно-экспедиционной компании, закрыть свои потребности в профессиональных сотрудниках только за счет привлечения готовых специалистов довольно проблематично, учитывая достаточно большое количество логистических компаний на рынке. Вариантов решения данной проблемы не так уж и много – либо внешнее, либо внутреннее обучение. Возможно сочетание внутренних и внешних форм развития персонала.

Интересным опытом по организации профессиональной подготовки персонала для логистической деятельности обладает Центр корпоративного обучения Группы компаний TELS, который с 2006 года готовит и развивает кадры для собственной международной сети логистических предприятий. Явление действительно уникальное не только для рынка СНГ, но и для мирового рынка - собственное образовательное подразделение, в котором ежегодно проходит обучение сотни слушателей по целому ряду учебных программ. Не исключено, что именно это и позволило компании, практически не снижая основных коммерческих показателей, проскочить кризис 2008-10 годов, когда весь логистический рынок упал примерно на 40%

Выдать «кухню успеха» могут решиться очень немногие, но руководитель Центра корпоративного обучения ГК TELS Андрей Григорьевич Павлюченко вдруг легко согласился это сделать. На вопрос: «Неужели вы так просто расскажете все о своем Центре? Не опасаетесь, что ваши секреты используют конкуренты?», он ответил: «Как говорилось в одном кинофильме: «Можно украсть часы, лежащие на рояле, но невозможно украсть сам рояль!» Знать, как делаются дела, и уметь их делать – разные вещи».

Итак, наше интервью:

Андрей Григорьевич, обучение в корпоративном центре вашей компании – это переподготовка, повышение квалификации или что-то иное?

В Центре действует два направления учебной деятельности: обучение новичков профессии экспедитора и развитие профессиональных компетенций работающего персонала.

Программа обучения новичков «Специалист по международным перевозкам» рассчитана на то, чтобы обучить человека, не имеющего до этого даже представления о логистике, всем минимально необходимым знаниям для начала работы в компании. Разумеется, обучение идет параллельно с работой нового сотрудника в своем подразделении. Т.е., он сразу попадает в рабочую среду, уже начинает выполнять какие-то доступные ему задачи, и в отведенные для учебы часы становится слушателем нашего Центра. Контроль за усвоением знаний тоже налажен: все студенты сдают зачеты, получают оценки, которые могут повлиять на решение, останется ли человек работать в компании после прохождения испытательного срока. Курс первичного обучения разработан таким образом, чтобы за три месяца испытательного срока новый сотрудник прошел его и сдал тесты.

Кроме первичного обучения постоянно ведется деятельность по расширению знаний и компетенций уже работающего персонала, где сотрудники повышают свой профессиональный уровень. По всем нововведениям в компании и значимым изменениям на рынке готовится соответствующая программа обучения, которую проходят все, кому это необходимо для работы. Для представления о том, каковы масштабы этого обучения, могу сказать, что в 2011 году Центром было организовано 40 занятий по дополнительному обучению, в которых, по совокупности, приняли участие 542 слушателя.

Вы хотите сказать, что за три месяца вы можете подготовить специалиста в логистике? Люди этой профессии учатся несколько лет в вузах.

Обучаем мы и тех, кто пришел к нам из таких вузов. Безусловно, наша программа намного боле приближенная к реалиям, чем в любом академическом учебном заведении. Да, мы можем подготовить специалиста за три месяца, если человеку хватит на это способностей, желания и амбиций. Опять же, не надо забывать, что обучение идет параллельно с ежедневной практической работой. Этого не может дать ни один вуз. Большинство слушателей-новичков успешно проходят обучение и продолжают работу после испытательного срока.

Конечно же, не все люди по своим личностным характеристикам могут стать специалистами-экспедиторами – это достаточно сложная профессия. Кто-то успешно проходит первые этапы – обучение, вхождение в профессию, но ежедневные продолжительные профессиональные нагрузки могут выдержать не многие. Поэтом и текучесть персонала в этой отрасли тоже ощутимая. Так что у нашего Центра всегда есть работа, тем более, компания расширяется непрерывно.

Какие знания получают новички?

Программ обучения «Специалист по международным перевозкам» состоит из 5 блоков. Два из них дают знания о нашей компании, ее корпоративной культуре, принятых правилах и стандартах работы, а также специфические особенности нашей работы на логистическом рынке. Три блока – это основы транспортного законодательства, теория транспортного процесса, основы таможенного законодательства.

Программа в течение 6 лет существования нашего Центра постоянно развивалась. В 2006 году она состояла из 29 учебных тем, сегодня таких тем уже 60. Соответственно в 2 раза увеличилось и количество учебных часов.

Кто преподает знания новым сотрудникам?

Коллектив преподавателей нашего учебного центра – это, в основном, специалисты-практики, работающие в нашей компании. Это люди, которые знают, умеют и делают каждый день свою работу, и параллельно передают свои знания и опыт новым сотрудникам. Кроме того, в компании существует такое явление, как кураторство – за новичком на период испытательного срока закрепляется опытный коллега, в обязанности которого входит всячески способствовать усвоению знаний новым сотрудником и его успешной интеграции в общий рабочий процесс. Обучение – это часть серьезного процесса по адаптации сотрудников.

Что представляет собой «дополнительное» обучение работающих сотрудников? Чему они обучаются в вашем центре, и как организуется этот процесс?

Дополнительное обучение – это более оперативный процесс, его содержание формируется исходя существующих нужд и поставленных текущих задач. Учебный курс может быть сформирован по любому насущному поводу: изменение в законодательстве, внедрение новых информационных продуктов, изменения в политике безопасности компании, появление новых VIP-клиентов и пр. Кроме того, руководством компании и Департаментом персонала может быть поставлена задача по развитию профессиональных знаний сотрудников в управлении, продажах, маркетинге и пр.

Здесь мы уже комбинируем внутреннее и внешнее обучение. Если ситуация такова, что какие-то новые знания, допустим, в юридической сфере может донести до всех заинтересованных работников компании сотрудник Юридического департамента, мы организуем курс внутреннего обучения, где преподавателем выступает свой же сотрудник. В случаях, когда необходимо расширить знания и компетенции управляющего персонала, сотрудников отдела продаж и т.п., тогда сотрудники направляются на внешние учебные мероприятия – курсы, семинары… А мы затем стараемся знания, полученные этими сотрудниками, насколько возможно протранслировать на других сотрудников компании – организуем внутренние семинары, где прошедший обучение работник делится полученными знаниями с другими.

Насколько нам известно, следующим шагом в развитии Центра корпоративного обучения компании TELS будет предложение компаниям-клиентам об участии их сотрудников в ваших учебных процессах? Это так?

Пока рассматривается вопрос помощи компаниям-клиентам в организации учебных мероприятий на их территории. Т.е., мы в ближайшем времени, думаю, будем готовы организовывать выездные учебные занятия для сотрудников компаний-клиентов.

Сегодня компания уже вышла на тот уровень, когда с каждым клиентом требуется выстраивание индивидуальных отношений. С наиболее значимыми для нас клиентами мы готовы сотрудничать не только в логистике. Здесь процессы обучения сотрудников компаний-клиентов призваны будут, в том числе, способствовать и лучшему взаимопониманию между нашими компаниями, контактирующими сотрудниками. Единые знания и представления о том, как делаются дела, понимание практики и корпоративной культуры сотрудничающих компаний – это важный фактор успешного взаимодействия и залог качественного результата в сотрудничестве.

***

Эволюция рынка логистических услуг в части организации работы с клиентами идет достаточно быстро. Политика транспортно-логистических компаний по обеспечению своей деятельности нужным количеством транспортных заказов уверенно разделяется на два направления – биржевое и клиентинговое. Многие крупные мировые компании желают получать гарантированные по качеству комплексные логистические услуги, и сотрудничество между крупным корпоративным заказчиком и логистическим подрядчиком становится все более интегрированным. А это означает, что к HR-ресурсам в логистической отрасли формируются новые требования – нужны универсальные высокопрофессиональные менеджеры-экспедиторы для комплексной работы с VIP-клиентами по всем необходимым ему направлениям перевозок и спектру услуг.

Материал подготовлен для портала  transportal.by


Количество показов: 2634

Возврат к списку

Контакты для прессы:

e-mail: marketing@telsgroup.com

телефон:

+ 375 17 210 49 30 (внутр. 2769)  


Еще раз о польских разрешениях 29.11.2018 Еще раз о польских разрешениях

Польша защищает свой рынок от перевозчиков с востока, при этом сами польские автотранспортники на восток едут не очень охотно.

Глобальный рынок контейнерных перевозок подает тревожные сигналы 26.11.2018 Глобальный рынок контейнерных перевозок подает тревожные сигналы

Ситуация на глобальном рынке контейнерных перевозок сигнализирует о ярко выраженном тренде снижения темпов роста мировой торговли. В третьем квартале спрос на контейнерные перевозки замедлился до 2,7%.