Наш опыт - Ваш успех!

Рынок внешней торговли и логистики Казахстана сегодня и завтра

12.05.2016

С 2014 года рынок внешней торговли Казахстана испытывает значительное сокращение объемов как по экспорту, так и по импорту товаров. В 2016 году Международный Валютный Фонд  прогнозирует дальнейшее существенное сокращение внешней торговли Казахстана: минус 14% по импорту товаров; минус 21% - по экспорту.

При этом эксперты МВФ прогнозируют уже со следующего года резкое снижение темпов падения импорта товаров в Казахстан до -0,8%, а с 2018 года начнется незначительное увеличение импорта. В экспортном направлении МВФ прогнозирует рост внешней торговли Казахстана уже в 2017 году – и сразу на 10%.

Рост экономики Казахстана сильно сдерживает такой фактор, как снижение цен на нефть. Начало 2016 года сопровождалось резким подъёмом инфляции, что связано с переходом на свободный валютный режим. Однако переход на гибкий режим обменного курса впоследствии благоприятно отразится на конкурентоспособности казахстанской продукции на мировом рынке, что в свою очередь позволит сохранить положительные темпы роста ВВП.

Прогноз МВФ

Наименование показателя

2016

2017

2018

2019

2020

2021

2021

Темп прироста ВВП, %

0,14

1,05

1,81

2,16

3,36

4,93

4,93

Темп прироста объема импорта товаров, %

-14,05

-0,79

0,61

1,76

3,20

1,44

1,44

Темп прироста объема экспорта товаров, %

-21,21

10,32

7,62

6,12

10,59

11,45

11,45


Структура внешней торговли Казахстана по странам

По оперативным данным Комитета статистики Республики Казахстан в январе-феврале 2016 года 40,5% торгового оборота Казахстана пришлись на страны Европейского союза, 25,6% на страны Азии, на страны СНГ - 23,1%, на страны Европы вне ЕС 7,5%, на страны Америки 2,8%, Африки 0,5% и Австралии и Океании 0,1%.

Основными торговыми партнерами Казахстана в январе-феврале 2016 года стали:
  • Россия - 17,3% торгового оборота,
  • Италия – 13,3%,
  • Китай – 11,9%,
  • Швейцария – 7,3%,
  • Нидерланды – 6,8%,
  • Франция – 3,5%,
  • Германия – 3,1%,
  • Испания – 3,0%,
  • Япония – 2,9%,
  • Турция – 2,8%,
  • Республика Корея – 2,1%,
  • Индия – 2,0%,
  • США – 2,0%,
  • Узбекистан – 1,8%. 

В общей сумме на них пришлось 80% торгового оборота Казахстана.

Наибольшую долю в импорте занимают машины, оборудование и транспортные средства (38,1% совокупного импорта), продукция химической промышленности (15,6%), металлы и изделия из них (15,2%), продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (10,6%).

В товарной структуре экспорта Казахстана преобладают топливно-энергетические товары (66% общего объема экспорта Казахстана), металлы и изделия из них (15,7%), продукты животного и растительного происхождения, а также готовые продовольственные товары (6,4%), продукция химической промышленности (5,1%).

Перспективы логистического рынка Казахстана

Большая часть грузооборота сегодня приходится на железнодорожный (около 60-65%) и автомобильный транспорт (30%). Использование железнодорожного транспорта является традиционным для многих стран, обладающих большими территориями.

Однако в последнее время автомобильный транспорт получает активное развитие благодаря ряду логистических проектов, например, таких как международный транзитный коридор «Западная Европа – Западный Китай».  В будущем этот путь позволит сократить время транспортировки грузов из Китая в Европу почти в 3,5 раза по сравнению с морским путем, т.е. с 40 дней водного пути до 10 дней сухопутного.

Республика также намерена стать главным перевалочным пунктом по направлению «Север-Юг» в рамках ЕАЭ. Данные факты свидетельствуют, что в ожидаемом будущем нагрузка на автомобильный транспорт будет только увеличиваться.

1212.png


Насыщенность логистического рынка Казахстана

В Республике Казахстан на 25.04.2016 зарегистрировано 398 206 юридических лиц, представительств и филиалов. Подавляющее большинство предприятий Казахстана – это малые предприятия, что говорит о том, что рынок логистических услуг пока является развивающимся.

Наибольшее количество предприятий в отрасли транспорта и складирования приходится на два крупнейших города страны, в которых концентрируются основные финансовые потоки – Алматы и Астана, остальные же регионы и города Казахстана характеризуются острым дефицитом компаний в отрасли логистики.

Эффективность логистической системы зависит не только от развития транспортной инфраструктуры и оптимизации маршрутов поставок, но и от наличия современного и высококачественного складского хозяйства. В последнее время экономисты очень часто указывают на дефицит складских помещений в Казахстане, в особенности класса «А». Эффективная складская система, позволяющая минимизировать издержки от транспортировки грузов, всё ещё остаётся востребованной в РК и привлекательной для инвестирования.

***

Рынок логистических услуг Казахстана на сегодняшний день находится на ранней стадии развития, но при этом ощущается большой спрос со стороны потребителя. Активное развитие сферы логистики отвечает цели утверждения Казахстана в качестве транспортно-логистического хаба Евразии и реализации его транзитного потенциала. Эта инициатива будет поддерживаться как со стороны государства, так и со стороны инвесторов, напрямую заинтересованных в развитии отрасли в целом.

Подготовлено Департаментом маркетинга ГК TELS по данным МВФ, Комитета статистики Республики Казахстан, Института маркетинговых и социологических исследований Elim.


Возврат к списку

04.04.2019 Кейс: авиадоставка из Китая 67 бочек сырья для парфюмерного производства в России

Исполнение нестандартных задач в сегменте перевозок грузов авиатранспортом – дело привычное для специалистов ГК TELS. Представляем кейс одной из таких перевозок, когда собственно перевозка груза – это наименее сложное из всего ряда решаемых задач.

06.03.2019 Когда закончится дефицит вагонов?

Действительно ли проблема дефицита вагонов снижается, и стоит ли ждать заметных улучшений с предложением подвижного состава в ближайшее время? На эти вопросы отвечает руководитель Отдела железнодорожных перевозок ГК TELS.

04.03.2019 Как дизайн-мышление помогает в работе менеджеров по логистике?

В мае 2018 года мы публиковали статью Ольги Жинко «Почему менеджеров надо обучать дизайн-мышлению?». В развитие этой темы приводим несколько кейсов, как полученные знания в области дизайн-мышления помогают менеджерам ГК TELS решать проблемы клиентов комплексно и «навсегда».