Наш опыт - Ваш успех!

Рынок внешней торговли и логистики Казахстана сегодня и завтра

12.05.2016

С 2014 года рынок внешней торговли Казахстана испытывает значительное сокращение объемов как по экспорту, так и по импорту товаров. В 2016 году Международный Валютный Фонд  прогнозирует дальнейшее существенное сокращение внешней торговли Казахстана: минус 14% по импорту товаров; минус 21% - по экспорту.

При этом эксперты МВФ прогнозируют уже со следующего года резкое снижение темпов падения импорта товаров в Казахстан до -0,8%, а с 2018 года начнется незначительное увеличение импорта. В экспортном направлении МВФ прогнозирует рост внешней торговли Казахстана уже в 2017 году – и сразу на 10%.

Рост экономики Казахстана сильно сдерживает такой фактор, как снижение цен на нефть. Начало 2016 года сопровождалось резким подъёмом инфляции, что связано с переходом на свободный валютный режим. Однако переход на гибкий режим обменного курса впоследствии благоприятно отразится на конкурентоспособности казахстанской продукции на мировом рынке, что в свою очередь позволит сохранить положительные темпы роста ВВП.

Прогноз МВФ

Наименование показателя

2016

2017

2018

2019

2020

2021

2021

Темп прироста ВВП, %

0,14

1,05

1,81

2,16

3,36

4,93

4,93

Темп прироста объема импорта товаров, %

-14,05

-0,79

0,61

1,76

3,20

1,44

1,44

Темп прироста объема экспорта товаров, %

-21,21

10,32

7,62

6,12

10,59

11,45

11,45


Структура внешней торговли Казахстана по странам

По оперативным данным Комитета статистики Республики Казахстан в январе-феврале 2016 года 40,5% торгового оборота Казахстана пришлись на страны Европейского союза, 25,6% на страны Азии, на страны СНГ - 23,1%, на страны Европы вне ЕС 7,5%, на страны Америки 2,8%, Африки 0,5% и Австралии и Океании 0,1%.

Основными торговыми партнерами Казахстана в январе-феврале 2016 года стали:
  • Россия - 17,3% торгового оборота,
  • Италия – 13,3%,
  • Китай – 11,9%,
  • Швейцария – 7,3%,
  • Нидерланды – 6,8%,
  • Франция – 3,5%,
  • Германия – 3,1%,
  • Испания – 3,0%,
  • Япония – 2,9%,
  • Турция – 2,8%,
  • Республика Корея – 2,1%,
  • Индия – 2,0%,
  • США – 2,0%,
  • Узбекистан – 1,8%. 

В общей сумме на них пришлось 80% торгового оборота Казахстана.

Наибольшую долю в импорте занимают машины, оборудование и транспортные средства (38,1% совокупного импорта), продукция химической промышленности (15,6%), металлы и изделия из них (15,2%), продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (10,6%).

В товарной структуре экспорта Казахстана преобладают топливно-энергетические товары (66% общего объема экспорта Казахстана), металлы и изделия из них (15,7%), продукты животного и растительного происхождения, а также готовые продовольственные товары (6,4%), продукция химической промышленности (5,1%).

Перспективы логистического рынка Казахстана

Большая часть грузооборота сегодня приходится на железнодорожный (около 60-65%) и автомобильный транспорт (30%). Использование железнодорожного транспорта является традиционным для многих стран, обладающих большими территориями.

Однако в последнее время автомобильный транспорт получает активное развитие благодаря ряду логистических проектов, например, таких как международный транзитный коридор «Западная Европа – Западный Китай».  В будущем этот путь позволит сократить время транспортировки грузов из Китая в Европу почти в 3,5 раза по сравнению с морским путем, т.е. с 40 дней водного пути до 10 дней сухопутного.

Республика также намерена стать главным перевалочным пунктом по направлению «Север-Юг» в рамках ЕАЭ. Данные факты свидетельствуют, что в ожидаемом будущем нагрузка на автомобильный транспорт будет только увеличиваться.

1212.png


Насыщенность логистического рынка Казахстана

В Республике Казахстан на 25.04.2016 зарегистрировано 398 206 юридических лиц, представительств и филиалов. Подавляющее большинство предприятий Казахстана – это малые предприятия, что говорит о том, что рынок логистических услуг пока является развивающимся.

Наибольшее количество предприятий в отрасли транспорта и складирования приходится на два крупнейших города страны, в которых концентрируются основные финансовые потоки – Алматы и Астана, остальные же регионы и города Казахстана характеризуются острым дефицитом компаний в отрасли логистики.

Эффективность логистической системы зависит не только от развития транспортной инфраструктуры и оптимизации маршрутов поставок, но и от наличия современного и высококачественного складского хозяйства. В последнее время экономисты очень часто указывают на дефицит складских помещений в Казахстане, в особенности класса «А». Эффективная складская система, позволяющая минимизировать издержки от транспортировки грузов, всё ещё остаётся востребованной в РК и привлекательной для инвестирования.

***

Рынок логистических услуг Казахстана на сегодняшний день находится на ранней стадии развития, но при этом ощущается большой спрос со стороны потребителя. Активное развитие сферы логистики отвечает цели утверждения Казахстана в качестве транспортно-логистического хаба Евразии и реализации его транзитного потенциала. Эта инициатива будет поддерживаться как со стороны государства, так и со стороны инвесторов, напрямую заинтересованных в развитии отрасли в целом.

Подготовлено Департаментом маркетинга ГК TELS по данным МВФ, Комитета статистики Республики Казахстан, Института маркетинговых и социологических исследований Elim.


Возврат к списку

Контакты для прессы:

e-mail: marketing@telsgroup.com

телефон:

+ 375 17 210 49 30 (внутр. 2769)  


28.11.2018 О логистическом рынке Украины в ситуации военного положения

Что меняется для участников рынка грузоперевозок в связи с введением на части территории Украины военного положения? Первые результаты, а также риски и перспективы для бизнеса -  в комментариях экспертов TELS.

26.11.2018 Поставить барьер на пути мошенников и недобросовестных перевозчиков

У криминального бизнеса в разгаре урожайный предновогодний сезон, в который традиционно ухудшается статистика по фактам мошенничества и кражи грузов. Как должна работать система проверки подрядчиков, чтобы минимизировать риски такого рода инцидентов.



Еще раз о польских разрешениях 29.11.2018 Еще раз о польских разрешениях

Польша защищает свой рынок от перевозчиков с востока, при этом сами польские автотранспортники на восток едут не очень охотно.

Глобальный рынок контейнерных перевозок подает тревожные сигналы 26.11.2018 Глобальный рынок контейнерных перевозок подает тревожные сигналы

Ситуация на глобальном рынке контейнерных перевозок сигнализирует о ярко выраженном тренде снижения темпов роста мировой торговли. В третьем квартале спрос на контейнерные перевозки замедлился до 2,7%.