Наш опыт - Ваш успех!

Рост грузоперевозок из Евросоюза в Беларусь и Украину не компенсирует падения импорта в Россию

08.05.2015

В период январь-февраль 2015 года рынок грузоперевозок из Евросоюза в восточном направлении (страны СНГ) сократился примерно на четверть по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В физическом выражении сокращение перевозок в крупнейшие страны СНГ - Россию, Украину, Беларусь и Казахстан - составило порядка 1297 тыс. т грузов (-23%). Наибольшее сокращение произошло на правлении импорта в Российскую Федерацию (-1566 тыс. т; -40%). Положительная динамика импорта в Украину и Республику Беларусь (+14% и +25% соответственно) не в состоянии были компенсировать в физическом выражении сокращения импорта в РФ. (Здесь и далее – по данным Eurostst, обработка данных – Департамент маркетинга ГК TELS.)

***

Из стран Евросоюза в Российскую Федерацию за январь-февраль 2015 года на 4-х видах транспорта (авто, ж/д, авиа, море) было доставлено 2344 тыс. т грузов, что на 40% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Сокращение грузоперевозок произошло на всех видах транспорта: динамика сокращения перевозок авто, ж/д и морем была примерно одинаковой – на 38-42%, авиаперевозки снизились на 21%. На авиатранспорте, как правило, перевозят значительно более дорогостоящие грузы, что отчасти объясняет, почему в стоимостном выражении импорт в РФ сократился только 33% (до 10779 млн евро).

 

янв-фев 2014, тонн

янв-фев 2015, тонн

Динамика,%

Авто

2 365 888

1 458 494

-38%

Море

1 065 669

618 272

-42%

Ж/д

466 383

258 057

-45%

Авиа

11 754

9 260

-21%

ЕС-RU_jan-feb_15.png

Сокращение импорта в Российскую Федерацию из стран Евросоюза обусловлено рядом негативных факторов. Помимо основной причины – общей рецессии мировой экономики и сокращения спроса на рынке России, грузооборот снизили взаимные санкции.

Санкции Евросоюза против Российской Федерации в 2014 году очень существенно ограничили доступ российских банков к европейским капиталам, что в свою очередь сократило инвестиционный потенциал российской экономики, снизив спрос на импортные товары и оборудование. Вместе с этим было введено ограничение на поставк в Россию некоторых видов оборудования и технологий , что еще больше сократило потребительский потенциал российской промышленности.

Рост курса рубля по отношении к евро с конца 2014 года в сильной степени повлиял на импорт потребительских товаров – они стали значительно дороже для российского покупателя. Ответные санкции России, ограничивающие импорт продовольствия из ряда стран, начиная с IV квартала 2014 года также значительно сократили импортный грузопоток из некоторых стран ЕС.

***

Украина за рассматриваемый период импортировала из Евросоюза на 14% больше грузов – 1294 тыс. т. Ярко выраженным трендом на этом рынке международных перевозок было перераспределение грузопотока с автотранспорта на железную дорогу. Автомобильные грузоперевозки сократились на 17% (до 539 тыс. т), в это же время железнодорожные перевозки увеличились более чем 2 раза (до 663 тыс. т), обогнав по объемам перевозки автотранспортом.

 

янв-фев 2014, тонн

янв-фев 2015, тонн

Динамика,%

Авто

650 605

539 215

-17%

Море

171 924

90 842

-47%

Ж/д

306 657

662 958

116%

Авиа

1 845

1 255

-32%

ЕС-UA_jan-feb_15.png

***

Грузопоток из Евросоюза в Республику Беларусь в январе-феврале 2015 года также вырос на 25% (до 558 тыс. т). Основной объем грузоперевозок (около 87%) на данном направлении осуществлялся автомобильным транспортом, здесь и произошло значительное увеличение грузоперевозок (+29%, до 486 тыс. т). Также можно отметить положительную динамику перевозок железнодорожным транспортом (+28%), хотя по физическим объемам это увеличение было незначительным (65 тыс. т).

 

янв-фев 2014, тонн

янв-фев 2015, тонн

Динамика,%

Авто

377 647

485 661

29%

Море

17 951

6 851

-62%

Ж/д

50 718

64 767

28%

Авиа

339

222

-35%

ЕС-BY_jan-feb_15.png

Заметный рост импорта из Евросоюза в Республику Беларусь начался еще в ноябре 2014 года и продолжился вначале 2015 года. Увеличение грузопотока произошло за счет сельскохозяйственной продукции и продуктов питания. В значительной степени это объясняется тем, что Беларусь перенаправила на себя запрещенное к импорту в Россию продовольствие, с последующим реэкспортом в РФ после переработки. Хотя этот грузопоток сдерживался Россельхознадзором РФ, периодически «находящим» в ипортируемых из Беларуси продуктах питания запрещенные вещества.

***

Объемы грузоперевозок из ЕС в Казахстан выглядят весьма незначительными на фоне объемов вышеперечисленных стран – 91 тыс. т в январе-феврале 2015 года (-4%). При этом, на 20% увеличились объемы перевозок на автомобильном транспорте (до 84 тыс. т). Грузоперевозки остальными видами транспорта значительно сократились.

 

янв-фев 2014, тонн

янв-фев 2015, тонн

Динамика,%

Авто

70 133

84 449

20%

Море

15 312

10 753

-30%

Ж/д

49 086

34 620

-29%

Авиа

2 828

2 334

-17%

ЕС-KZ_jan-feb_15.png

***

В разрезе товарных групп больше всего сократились в физическом выражении поставки из Евросоюза в СНГ продукции машиностроения, оборудования и промышленных товаров, а также сельскохозяйственной продукции и продуктов питания. При этом отмечается высокий рост перевозок твердого минерального топлива (+188 тыс. т) - почти весь этот объем был доставлен из Польши. 

Товары

2 мес. 2014, тонн

2 мес. 2015, тонн

Динамика, %

Динамика, тонн

Машины, транспортное оборудование, промышленные товары

1 667 429

1 148 341

-31%

-519 088

Продукты питания и корм для животных

725 110

434 130

-40%

-290 980

Сельскохозяйственная продукция

843 311

554 847

-34%

-288 464

Химия

968 635

795 291

-18%

-173 344

Нефтепродукты

400 664

240 346

-40%

-160 318

Металлопродукция

194 597

127 267

-35%

-67 330

Удобрения

12 771

11 286

-12%

-1 485

Природные и промышленные минералы, строительные материалы

613 271

613 989

0%

718

Руды и лом металлов

31 750

57 561

81%

25 811

Твердое минеральное топливо

99 796

287 805

188%

188 009

***

Если рассмотреть рынок грузоперевозок ЕС-СНГ в разрезе стран Евросоюза, сокращение импорта в в январе-феврале 2015 года прозошло из 24 стран. В физическом выражении наибольшее сокращение импорта по сравнению с аналогичным периодом прошлого года было из:

  • Германии (-235 тыс. т; -28%),
  • Финляндии (-110 тыс. т; -30%),
  • Нидерландов (-106 тыс. т; -34%),
  • Эстонии (-103 тыс. т; -67%),
  • Румынии (-102 тыс.; -46%),
  • Бельгии (-95 тыс. т; -39%),
  • Швеции (-83 тыс. т; -51%),
  • Испании (-79 тыс. т; -40%),
  • Италии (-76 тыс. т; -31%),
  • Великобритании (-70 тыс. т; -50%).

Увеличились поставки в СНГ из:

  • Словакии (+68 тыс. т; +65%) – за счет строительных материалов;
  • Литвы (+45 тыс. т; +10%) – за счет сельскохозяйственной продукции;
  • Болгарии (14 тыс. т; +28%) – за счет металлической руды и химической продукции;
  • Хорватии (+12 тыс. т; +280%) – за счет продуктов питания.

Можно также отметить феноменальную способность Польши в восстановлении своего экспортного потенциала в восточном направлении. Несмотря на санкции со стороны РФ, в сильной степени ограничившие поток сельскохозяйственной продукции в Российскую Федерацию, общий грузопоток из Польши в рассматриваемые страны СНГ сократился всего на 1%. По итогам января-февраля 2015 года Польша – бесспорный лидер в рейтинге экспортеров в страны СНГ по объемам грузоперевозок.

Объемы импортных грузоперевозок в Россию, Украину, Беларусь и Казахстан из стран Евросоюза в январе-феврале 2015 г.

Страна

2 мес. 2014, тонн

2 мес. 2015, тонн

Динамика, %

Польша

1 124 792

1 109 556

-1%

Германия

848 574

613 142

-28%

Литва

442 043

487 350

10%

Финляндия

366 348

256 257

-30%

Нидерланды

316 593

210 299

-34%

Италия

251 372

173 867

-31%

Словакия

103 937

171 637

65%

Бельгия

244 175

149 598

-39%

Франция

193 702

127 468

-34%

Румыния

219 910

118 101

-46%

Испания

196 231

117 474

-40%

Венгрия

132 145

107 223

-19%

Чехия

153 792

102 056

-34%

Латвия

136 602

91 031

-33%

Швеция

163 758

80 676

-51%

Австрия

107 932

75 006

-31%

Великобритания

139 261

69 105

-50%

Болгария

50 164

64 034

28%

Эстония

154 586

51 116

-67%

Греция

58 908

49 473

-16%

Дания

63 505

30 001

-53%

Ирландия

90 983

23 695

-74%

Словения

26 810

19 746

-26%

Хорватия

4 459

16 941

280%

Португалия

14 055

7 974

-43%

Люксембург

16 226

4 612

-72%

Кипр

3 870

568

-85%

Мальта

6

4

-33%

***

Прогнозы по дальнейшему развитию логистического рынка Евросоюз-СНГ скорее пессимистичные – экономики стран СНГ сегодня не на растущем трэнде. Несколько оживить торговлю на данном направлении может отмена взаимных санкций Евросоюза и России, однако явных признаков того, что в ближайшее время это будет сделано, не наблюдается.

В части потребления продовольствия Россия частично переориентировалась на страны Азиатско-Тихоокеанского региона, а также увеличила закупки внутри России и стран СНГ. Новый министр сельского хозяйства Александр Ткачев провозгласил курс на ускоренное импортозамещение продовольствия, готовится запрет на госзакупки ряда импортных продуктов, при этом страны-партнеры по ЕАЭС приравниваются к отечественным производителям. Все это говорит о том, что в сегменте перевозок продуктов питания рынок вряд ли уже вернется к ситуации середины 2014 года, грузопотоки здесь уже изменились и будут меняться дальше. Регионом импорта продовольствия из ЕС (для дальнейшего реэкспорта в Россию после переработки) становится Республика Беларусь.

Размораживание отношений между Россией и Евросоюзом (отмена санкций) несколько увеличит импорт в Россию оборудования. Поставки потребительских товаров, автотранспорта, вероятнее всего, будут и дальше сокращаться в силу снижения покупательской способности населения.

Департамент маркетинга ГК TELS


Возврат к списку

Контакты для прессы:

e-mail: marketing@telsgroup.com

телефон:

+ 375 17 210 49 30 (внутр. 2769)  


28.11.2018 О логистическом рынке Украины в ситуации военного положения

Что меняется для участников рынка грузоперевозок в связи с введением на части территории Украины военного положения? Первые результаты, а также риски и перспективы для бизнеса -  в комментариях экспертов TELS.

26.11.2018 Поставить барьер на пути мошенников и недобросовестных перевозчиков

У криминального бизнеса в разгаре урожайный предновогодний сезон, в который традиционно ухудшается статистика по фактам мошенничества и кражи грузов. Как должна работать система проверки подрядчиков, чтобы минимизировать риски такого рода инцидентов.



Еще раз о польских разрешениях 29.11.2018 Еще раз о польских разрешениях

Польша защищает свой рынок от перевозчиков с востока, при этом сами польские автотранспортники на восток едут не очень охотно.

Глобальный рынок контейнерных перевозок подает тревожные сигналы 26.11.2018 Глобальный рынок контейнерных перевозок подает тревожные сигналы

Ситуация на глобальном рынке контейнерных перевозок сигнализирует о ярко выраженном тренде снижения темпов роста мировой торговли. В третьем квартале спрос на контейнерные перевозки замедлился до 2,7%.