Наш опыт - Ваш успех!

Рост грузоперевозок из Евросоюза в Беларусь и Украину не компенсирует падения импорта в Россию

08.05.2015

В период январь-февраль 2015 года рынок грузоперевозок из Евросоюза в восточном направлении (страны СНГ) сократился примерно на четверть по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В физическом выражении сокращение перевозок в крупнейшие страны СНГ - Россию, Украину, Беларусь и Казахстан - составило порядка 1297 тыс. т грузов (-23%). Наибольшее сокращение произошло на правлении импорта в Российскую Федерацию (-1566 тыс. т; -40%). Положительная динамика импорта в Украину и Республику Беларусь (+14% и +25% соответственно) не в состоянии были компенсировать в физическом выражении сокращения импорта в РФ. (Здесь и далее – по данным Eurostst, обработка данных – Департамент маркетинга ГК TELS.)

***

Из стран Евросоюза в Российскую Федерацию за январь-февраль 2015 года на 4-х видах транспорта (авто, ж/д, авиа, море) было доставлено 2344 тыс. т грузов, что на 40% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Сокращение грузоперевозок произошло на всех видах транспорта: динамика сокращения перевозок авто, ж/д и морем была примерно одинаковой – на 38-42%, авиаперевозки снизились на 21%. На авиатранспорте, как правило, перевозят значительно более дорогостоящие грузы, что отчасти объясняет, почему в стоимостном выражении импорт в РФ сократился только 33% (до 10779 млн евро).

 

янв-фев 2014, тонн

янв-фев 2015, тонн

Динамика,%

Авто

2 365 888

1 458 494

-38%

Море

1 065 669

618 272

-42%

Ж/д

466 383

258 057

-45%

Авиа

11 754

9 260

-21%

ЕС-RU_jan-feb_15.png

Сокращение импорта в Российскую Федерацию из стран Евросоюза обусловлено рядом негативных факторов. Помимо основной причины – общей рецессии мировой экономики и сокращения спроса на рынке России, грузооборот снизили взаимные санкции.

Санкции Евросоюза против Российской Федерации в 2014 году очень существенно ограничили доступ российских банков к европейским капиталам, что в свою очередь сократило инвестиционный потенциал российской экономики, снизив спрос на импортные товары и оборудование. Вместе с этим было введено ограничение на поставк в Россию некоторых видов оборудования и технологий , что еще больше сократило потребительский потенциал российской промышленности.

Рост курса рубля по отношении к евро с конца 2014 года в сильной степени повлиял на импорт потребительских товаров – они стали значительно дороже для российского покупателя. Ответные санкции России, ограничивающие импорт продовольствия из ряда стран, начиная с IV квартала 2014 года также значительно сократили импортный грузопоток из некоторых стран ЕС.

***

Украина за рассматриваемый период импортировала из Евросоюза на 14% больше грузов – 1294 тыс. т. Ярко выраженным трендом на этом рынке международных перевозок было перераспределение грузопотока с автотранспорта на железную дорогу. Автомобильные грузоперевозки сократились на 17% (до 539 тыс. т), в это же время железнодорожные перевозки увеличились более чем 2 раза (до 663 тыс. т), обогнав по объемам перевозки автотранспортом.

 

янв-фев 2014, тонн

янв-фев 2015, тонн

Динамика,%

Авто

650 605

539 215

-17%

Море

171 924

90 842

-47%

Ж/д

306 657

662 958

116%

Авиа

1 845

1 255

-32%

ЕС-UA_jan-feb_15.png

***

Грузопоток из Евросоюза в Республику Беларусь в январе-феврале 2015 года также вырос на 25% (до 558 тыс. т). Основной объем грузоперевозок (около 87%) на данном направлении осуществлялся автомобильным транспортом, здесь и произошло значительное увеличение грузоперевозок (+29%, до 486 тыс. т). Также можно отметить положительную динамику перевозок железнодорожным транспортом (+28%), хотя по физическим объемам это увеличение было незначительным (65 тыс. т).

 

янв-фев 2014, тонн

янв-фев 2015, тонн

Динамика,%

Авто

377 647

485 661

29%

Море

17 951

6 851

-62%

Ж/д

50 718

64 767

28%

Авиа

339

222

-35%

ЕС-BY_jan-feb_15.png

Заметный рост импорта из Евросоюза в Республику Беларусь начался еще в ноябре 2014 года и продолжился вначале 2015 года. Увеличение грузопотока произошло за счет сельскохозяйственной продукции и продуктов питания. В значительной степени это объясняется тем, что Беларусь перенаправила на себя запрещенное к импорту в Россию продовольствие, с последующим реэкспортом в РФ после переработки. Хотя этот грузопоток сдерживался Россельхознадзором РФ, периодически «находящим» в ипортируемых из Беларуси продуктах питания запрещенные вещества.

***

Объемы грузоперевозок из ЕС в Казахстан выглядят весьма незначительными на фоне объемов вышеперечисленных стран – 91 тыс. т в январе-феврале 2015 года (-4%). При этом, на 20% увеличились объемы перевозок на автомобильном транспорте (до 84 тыс. т). Грузоперевозки остальными видами транспорта значительно сократились.

 

янв-фев 2014, тонн

янв-фев 2015, тонн

Динамика,%

Авто

70 133

84 449

20%

Море

15 312

10 753

-30%

Ж/д

49 086

34 620

-29%

Авиа

2 828

2 334

-17%

ЕС-KZ_jan-feb_15.png

***

В разрезе товарных групп больше всего сократились в физическом выражении поставки из Евросоюза в СНГ продукции машиностроения, оборудования и промышленных товаров, а также сельскохозяйственной продукции и продуктов питания. При этом отмечается высокий рост перевозок твердого минерального топлива (+188 тыс. т) - почти весь этот объем был доставлен из Польши. 

Товары

2 мес. 2014, тонн

2 мес. 2015, тонн

Динамика, %

Динамика, тонн

Машины, транспортное оборудование, промышленные товары

1 667 429

1 148 341

-31%

-519 088

Продукты питания и корм для животных

725 110

434 130

-40%

-290 980

Сельскохозяйственная продукция

843 311

554 847

-34%

-288 464

Химия

968 635

795 291

-18%

-173 344

Нефтепродукты

400 664

240 346

-40%

-160 318

Металлопродукция

194 597

127 267

-35%

-67 330

Удобрения

12 771

11 286

-12%

-1 485

Природные и промышленные минералы, строительные материалы

613 271

613 989

0%

718

Руды и лом металлов

31 750

57 561

81%

25 811

Твердое минеральное топливо

99 796

287 805

188%

188 009

***

Если рассмотреть рынок грузоперевозок ЕС-СНГ в разрезе стран Евросоюза, сокращение импорта в в январе-феврале 2015 года прозошло из 24 стран. В физическом выражении наибольшее сокращение импорта по сравнению с аналогичным периодом прошлого года было из:

  • Германии (-235 тыс. т; -28%),
  • Финляндии (-110 тыс. т; -30%),
  • Нидерландов (-106 тыс. т; -34%),
  • Эстонии (-103 тыс. т; -67%),
  • Румынии (-102 тыс.; -46%),
  • Бельгии (-95 тыс. т; -39%),
  • Швеции (-83 тыс. т; -51%),
  • Испании (-79 тыс. т; -40%),
  • Италии (-76 тыс. т; -31%),
  • Великобритании (-70 тыс. т; -50%).

Увеличились поставки в СНГ из:

  • Словакии (+68 тыс. т; +65%) – за счет строительных материалов;
  • Литвы (+45 тыс. т; +10%) – за счет сельскохозяйственной продукции;
  • Болгарии (14 тыс. т; +28%) – за счет металлической руды и химической продукции;
  • Хорватии (+12 тыс. т; +280%) – за счет продуктов питания.

Можно также отметить феноменальную способность Польши в восстановлении своего экспортного потенциала в восточном направлении. Несмотря на санкции со стороны РФ, в сильной степени ограничившие поток сельскохозяйственной продукции в Российскую Федерацию, общий грузопоток из Польши в рассматриваемые страны СНГ сократился всего на 1%. По итогам января-февраля 2015 года Польша – бесспорный лидер в рейтинге экспортеров в страны СНГ по объемам грузоперевозок.

Объемы импортных грузоперевозок в Россию, Украину, Беларусь и Казахстан из стран Евросоюза в январе-феврале 2015 г.

Страна

2 мес. 2014, тонн

2 мес. 2015, тонн

Динамика, %

Польша

1 124 792

1 109 556

-1%

Германия

848 574

613 142

-28%

Литва

442 043

487 350

10%

Финляндия

366 348

256 257

-30%

Нидерланды

316 593

210 299

-34%

Италия

251 372

173 867

-31%

Словакия

103 937

171 637

65%

Бельгия

244 175

149 598

-39%

Франция

193 702

127 468

-34%

Румыния

219 910

118 101

-46%

Испания

196 231

117 474

-40%

Венгрия

132 145

107 223

-19%

Чехия

153 792

102 056

-34%

Латвия

136 602

91 031

-33%

Швеция

163 758

80 676

-51%

Австрия

107 932

75 006

-31%

Великобритания

139 261

69 105

-50%

Болгария

50 164

64 034

28%

Эстония

154 586

51 116

-67%

Греция

58 908

49 473

-16%

Дания

63 505

30 001

-53%

Ирландия

90 983

23 695

-74%

Словения

26 810

19 746

-26%

Хорватия

4 459

16 941

280%

Португалия

14 055

7 974

-43%

Люксембург

16 226

4 612

-72%

Кипр

3 870

568

-85%

Мальта

6

4

-33%

***

Прогнозы по дальнейшему развитию логистического рынка Евросоюз-СНГ скорее пессимистичные – экономики стран СНГ сегодня не на растущем трэнде. Несколько оживить торговлю на данном направлении может отмена взаимных санкций Евросоюза и России, однако явных признаков того, что в ближайшее время это будет сделано, не наблюдается.

В части потребления продовольствия Россия частично переориентировалась на страны Азиатско-Тихоокеанского региона, а также увеличила закупки внутри России и стран СНГ. Новый министр сельского хозяйства Александр Ткачев провозгласил курс на ускоренное импортозамещение продовольствия, готовится запрет на госзакупки ряда импортных продуктов, при этом страны-партнеры по ЕАЭС приравниваются к отечественным производителям. Все это говорит о том, что в сегменте перевозок продуктов питания рынок вряд ли уже вернется к ситуации середины 2014 года, грузопотоки здесь уже изменились и будут меняться дальше. Регионом импорта продовольствия из ЕС (для дальнейшего реэкспорта в Россию после переработки) становится Республика Беларусь.

Размораживание отношений между Россией и Евросоюзом (отмена санкций) несколько увеличит импорт в Россию оборудования. Поставки потребительских товаров, автотранспорта, вероятнее всего, будут и дальше сокращаться в силу снижения покупательской способности населения.

Департамент маркетинга ГК TELS


Возврат к списку

21.08.2019 Польша как барьер на пути в Европу. Как его обходить?

Ежегодно Польша сокращает для перевозчиков России, Беларуси и Украины квоты разрешений на международные автомобильные перевозки, что приводит к уменьшению провозных возможностей на направлении в/из Европы.

06.08.2019 При выходе на китайский рынок держи ухо востро

В каждом регионе мира есть свои схемы «снятия» денег с неосторожных хозяйствующих субъектов. Рассмотрим несколько присущих китайскому региону приемов «работы» с неопытными иностранными игроками на их рынке.

22.07.2019 Развитие технологий не облегчает бизнесу решение задач

Как преодолевать ограничения разрешительной системы в международных перевозках и покупать технику дешевле? Как решать проблему растущего дефицита квалифицированных водительских кадров? Что сегодня предлагает рынок грузовиков нового поколения? Ответы на эти и другие вопросы – в интервью эксперта.