Наш опыт - Ваш успех!

Работа на рынке транспортной логистики Турция-Россия: большие перспективы при высоких рисках

25.04.2017

Российско-турецкие взаимоотношения за последние три неполных года претерпели такие амплитудные изменения, которые вряд ли когда-либо были еще в международных отношениях.

Об истории политических и торговых отношений России и Турции, особенностях и перспективах работы на логистическом рынке балканского направления – наш разговор с экспертами Группы компаний TELS:

  • Елена Жилинская, маркетолог-аналитик; 
  • Ольга Короткова, руководитель Департамента автомобильных перевозок Московского офиса; 
  • Сергей Кретович, начальник отдела

turkey-russia.jpgТоргуем и дружим…

До 2015 года в российском общественном мнении Турция позиционировалась как один из главных партнеров России в ближневосточном регионе: устойчивое светское государство, прочные развивающиеся экономические связи, далеко идущие совместные планы и проекты. По информации Посольства Турецкой республики в Москве, ежегодный торговый оборот между Россией и Турцией в 2012-14 гг. устойчиво превышал 30 млрд. долларов. Инвестиции турецких бизнес-структур в экономику России по состоянию на начало 2014 года составляли около 9 млрд. долларов. Деньги вкладывались в строительные проекты, пищевую промышленность, производство тары, сантехники, мебели, банковскую сферу.

После введения в 2014 году санкций Запада в отношении России (а Турция к ним не присоединилась) и решения Правительства РФ о введении эмбарго на поставки продовольственных товаров из ряда стран Европы и США экспорт в Россию турецких продовольственных товаров резко увеличился. На долю России пришлось около 60% всего турецкого экспорта овощей и фруктов.

По данным Министерства сельского хозяйства РФ, в 2014 году импорт продовольствия и сельхозпродукции из Турции в Россию составил $1,7 млрд.

E.zhilinskaya.jpgЕлена Жилинская: «В 2015 году в Россию из Турции было импортировано 3065 тыс. тонн грузов. 43% из этого грузопотока составляли овощи, корнеплоды, фрукты и орехи; еще около 29% - строительные материалы. В оставшихся 28% наибольшую долю занимали пластмассы и пластмассовые изделия, промышленное оборудование, различная химическая продукция, трикотажные полотна, автотранспорт, изделия черных металлов, моющие и чистящие вещества.

В экспорте товаров из РФ в Турцию почти половину объема традиционно составляли нефтепродукты (более 18 млн. тонн), черные металлы - 8,8 млн. тонн, злаки (в основном, пшеница) - 4,7 млн. тонн. Из «несырьевых» товаров большую часть составляли отходы пищевой промышленности и корма для животных, удобрения, жиры животного происхождения, алюминий и изделия из него, овощи и корнеплоды».

На рынке международной логистики РФ направление Балканских стран до ноября 2015 года было одним из наиболее динамично развивающихся. Основную долю этого рынка составляли грузы в/из Турции.

Основной маршрут доставки турецких грузов на автотранспорте пролегает через Болгарию, Румынию, Молдавию, Украину, иногда, Беларусь. Есть еще путь паромом сразу на Новороссийск, но он не очень популярен из-за редкого графика и слабой пропускной способности. Осложнение отношений между Украиной и Россией в определенной степени повлияло на организацию транспортного потока через Украину, но ситуация с грузовым транзитом здесь в целом стабилизировалась.

korotkova.JPGОльга Короткова: «На данном направлении перевозок специализируются в основном молдавские и украинские транспортные компании, предлагающие более выгодные ставки по сравнению с российскими и турецкими перевозчиками. 

В принципе, работа на турецко-российском направлении мало чем отличается от других рынков, но есть своя специфика в скорости расчетов: перевозчики на этом рынке обычно требуют быструю оплату (а то и предоплату), предпочитают наличные. Крупные турецкие экспедиции стараются работать по «европейским» условиям взаиморасчетов, договариваясь со своими подрядчиками и нивелируя эту разницу в требованиях».


***

Развитие торговли с Турцией до конца 2015 года шло успешно и в обстановке благоприятствования, объемы перевозок увеличивались. Казалось, перспективы огромные. Но… инцидент с российским самолетом все резко изменил. Причем, турецкий бизнес пострадал намного больше.

 «Торговая зима»

Сначала явный конфликт интересов на мировой арене у России и Турции обозначился в процессе военной операции России в Сирии, но даже на фоне этого напряжения торговые отношения и потоки русских туристов в Турцию не сокращались (война – войной, а торговля – торговлей.) Все резко изменилось после того, как турецкие ВВС 24 ноября 2015 года сбили над территорией Сирии российский военный самолет. К счастью, российское руководство не стало развивать конфликт в сторону «горячей» или «холодной» войны, но политическая и торговая «зима» наступила.

Практически сразу ввоз любых товаров из Турции стал предельно затруднен: все транспортные средства с турецкими товарами должны были проходить полный досмотр и взятие проб, из-за чего простои в очередях на погранпереходах занимали по несколько суток.

Ольга Короткова: «В 2015 году в Отделе Балканских стран ГК TELS 64% клиентской базы – это были Заказчики на доставку грузов из Турции. В тот момент мы потеряли практически всех. Уже спустя два дня после инцидента с самолетом мы вынуждены были возвращать обратно в Турцию 47 машин. Еще не было санкций и официальных запретов, но машины с товарами из Турции просто не принимали на оформление, и не было понятно, когда что-то прояснится. Позднее уже вышло постановление об обязательном досмотре и отборе проб на таможне. Машины начали проходить границу, но стояли на таможне по пять суток».

C 1 января 2016 года правительством Российской Федерации был принят ряд санкционных мер, среди которых:

  • ограничено право турецких перевозчиков в осуществление двусторонних автомобильных перевозок до 2000 единиц; 
  • запрещён ввоз ряда продовольственных товаров из Турции.

С этого момента Турция уже не могла поставлять в Россию томаты, огурцы, капусту, лук репчатый, многие фрукты и ягоды. Запрет также коснулся замороженных частей тушек и субпродуктов индеек и домашних кур, свежих гвоздик и соли. Растительная продукция, которая не попадала под прямые санкции, ограничивалась к импорту по линии фитосанитарного контроля.

Елена Жилинская:  «Общий объем грузов из Турции в Россию в 2016 году по сравнению с предыдущим годом сократился почти в 2 раза – до 1555 тонн. На 430 тыс. тонн снизился импорт овощей, на 322 тыс. тонн – фруктов, на 370 тыс. тонн – строительных материалов.  В разной степени сокращение импорта коснулось практически всех групп товаров. Выраженным исключением стал только 8-кратный рост импорта молочной продукции, хотя ее удельный вес общем потоке грузов был очень небольшим (9,5 тыс. тонн)».

Общий объем внешней торговли между Турцией и Россией, по данным Посольства Турции в Москве, в 2016 году сократился до 15,3 млрд. долларов.

Ольга Короткова: «Нам рассказывал сотрудник одной турецкой экспедиции: «После этой атаки я со своими турецкими друзьями сидел в кафе в Стамбуле, и в какой-то момент у меня вырвалось: «Ну, зачем ВЫ сбили этот самолет». То есть, сказал, причисляя себя к России - настолько его бизнес был связан с Россией».

***

Летом 2016 года на фоне экономических потерь и политических потрясений (попытка военного переворота в Турции), турецкая сторона «одумалась», и Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в послании Президенту России Владимиру Путину принес свои извинения за сбитый бомбардировщик, выразил соболезнования родственникам погибшего пилота, а также заявил о судебном расследовании против боевика, связанного со смертью российского пилота.

Снова дружим, но с изъятиями…

С этого момента в российско-турецких отношениях началась «оттепель». Но если в политической и военной сферах потепление идет достаточно быстрыми темпами, то в экономической сфере движение к прежнему уровню торговли - не быстрое.

С 20 октября 2016 года отменяется запрет на импорт из Турции цитрусовых и косточковых фруктов.

Елена Жилинская: «Несмотря на то, что снятие торговых санкций было только частичным, в ноябре 2016 года объем импорта товаров из Турции в РФ в физическом выражении сразу восстановился до уровня ноября 2015 года. Правда, декабрь 2016 года к декабрю 2015-го показывал минус 15% (но это уже не минус 71%, как было в январе или марте)».

собственный транспорт для проектов

В марте 2017 года правительство РФ сняло запрет на поставки из Турции лука, цветной капусты, брокколи и гвоздик. Но… пока не разрешило ввоз томатов и огурцов. Как заявил глава Минсельхоза Александр Ткачев, производство томатов и огурцов в России выросло за год на 30%, и надо поддерживать отечественных аграриев. Турецкая сторона выразила недовольство такой выборочной отменой санкций, и с 15 марта исключила Россию из списка стран, ввозящих сельхозпродукцию без пошлин.

Официальное «замирение» летом 2016 года и объявленный курс на восстановление российско-турецких отношений рынку автотранспортной логистики существенных улучшений в условиях работы не принес (хотя активность на нем заметно возросла). Количество «двусторонних» разрешений на автомобильные перевозки пока так и остались на уровне 2 тыс. единиц (крайне мало). Несмотря на то, что еще в декабре 2016-го сняты ограничения на порядок оформления турецких грузов, всё равно продолжается полный досмотр и взятие проб (а это время и деньги).

Ольга Короткова: «Отсутствие договоренностей об обмене разрешениями между Россией и Турцией привело к резкому скачку цен. Тормозить турецкие грузы на пути в РФ перестали, но поскольку с него практически ушли российские и турецкие перевозчики (за исключением владельцев ЕКМТ), рынок отреагировал резким поднятием ставок: с первоначальных 3,5 тыс. до 4-5 тыс. евро. Потом постепенно ставки стали снижаться, но первоначального уровня еще не достигли».

kretovich.jpgСергей Кретович: «Так как в Турции производится для России большое количество потребительских товаров всевозможных брендов, эта ситуация вызвала ажиотажный спрос на транспорт и существенный рост цен - примерно на 800-1000 евро. Получается, что возить могут фактически только перевозчики, имеющие ЕКМТ, а таких не много.

Доставка паромом из Турции сразу в Россию затруднена – спрос сильно превышает предложение, поэтому и цены  очень высокие. Вариант перевозки грузов контейнерами по морю из Турции в Одессу и далее автотранспортом через украинско-российскую границу – не предсказуем по времени транзита. И по-прежнему грузы турецкого происхождения стоят на российской границе по несколько суток».

Несмотря на все сложности, российский рынок грузоперевозок из Турции восстанавливается - в первую очередь за счет крупных транснациональных компаний. Но многие российские импортеры уже успели переориентироваться на поставщиков из других стран или внутри РФ.


  

«Продуктовый портфель» российско-турецкого рынка

Импорт

По итогу всех сложившихся обстоятельств, с учетом относительно небольшого по времени периода действия санкций, есть предположение, что объем российско-турецкого логистического рынка в 2017 году должен восстановиться близко к уровню 2015 года (с некоторыми «изъятиями»). Однако турецким фруктам придется возвращать свою долю на рынке России в конкурентной борьбе с фруктами из Египта, Израиля, Марокко, Китая, Азербайджана и др.

В 2015 году импортный грузопоток из Турции состоял в основном из следующих товарных групп:

Import_turkey-2015.png

Товарные группы

 Тонн

Соль; сера; земля и камень; штукатурные материалы, известь и цемент

879 807

Фрукты и орехи; кожура цитрусовых и дынь

841 414

Овощи, корнеплоды и клубнеплоды

466 531

Прочие химические продукты

80 975

Пластмассы и изделия из них

79 635

Оборудование и механические устройства, их части

71 008

Автотранспорт, их части и принадлежности

51 467

Продукты неорганической химии

47 168

Трикотаж

43 363

Изделия из черных металлов

40 207

Суда, лодки и плавучие конструкции

33 207

Мыло, моющие, чистящие и полировочные составы, пластилин.

32 753

Изделия из гипса и камня, цемента, асбеста и т.п.

30 348

Дубильные и красильные вещества, лаки и краски, шпатлевки, мастики и т.п.

27 011

Черные металлы

26 871

Электрические машины и оборудование, аудио и видео аппаратура, их части  и принадлежности

26 656

Мясо и мясные субпродукты

22 225

Руды, шлак, зола

20 283

Хлопок

16 855

Изделия из недрагоценных металлов

16 770

Другие товары

211 274


К марту текущего года санкции на продуктовые импорт из Турции в РФ практически отменены за исключением помидоров и огурцов – Минсельхоз России настаивает на том, что эти ограничения должны сохраниться ради поддержки отечественных сельхозпроизводителей. Это существенная часть турецкого экспортного потенциала в РФ, поэтому Турция активно добивается полного снятия ограничений. (В 2015 году из Турции в Россию было поставлено 292,8 тыс. т томатов – это 54% от всего импорта томатов в Россию в натуральном выражении.)

Экспорт

Резкое ухудшение российско-турецких отношений существенно не повлияло на объемы экспорта в Турцию в 2016 году в физическом выражении. Но структура грузов несколько изменилась: сократилась отправка злаковых, но выросли поставки нефтепродуктов.

Елена Жилинская: «При всех осложнившихся обстоятельствах экспорт из России в Турцию в 2016 г. увеличился на 4% - в первую очередь за счет нефтепродуктов (+12%, до 20,4 млн. т), черных металлов (+6%, до 9,3 млн. т), отходов пищевой промышленности и кормов для животных (+20%, до 1,6 млн. т), масличных семян (+97%, до 434 тыс. т). При этом более чем на 1 млн. тонн (-21%) сократился экспорт злаковых, на 623 тыс. тонн (-75%) – органической химии, на 119 тыс. тонн (-20%) – алюминия и изделий из него».

export_turkey-2016.png

Товарные группы

 Тонн

Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки

20 462 726

Черные металлы

9 305 505

Злаки

3 691 497

Руды, шлак, зола

1 800 976

Отходы пищевой промышленности, корма для животных

1 561 061

Удобрения

1 090 198

Жиры и масла животного и растительного происхождения

563 861

Овощи, корнеплоды и клубнеплоды

513 032

Алюминий и изделия из него

480 709

Масличные семена и плоды, лекарственные растения и растения для технических целей; солома, фураж

434 228

Сахар и кондитерские изделия из сахара

255 223

Бумага и картон, изделия из них

239 215

Древесина и изделия из нее, древесный уголь

221 103

Органические химические соединения

206 191

Стекло и изделия из него

153 917

Продукты неорганической химии

97 815

Пластмассы и изделия из нее

61 061

Суда, лодки и плавучие средства

50 037

Каучук, резина и изделия из них

38 416

Разные пищевые продукты

37 054

Другие товары

195 334


***

Институт статистики Турции сообщает, что в январе 2017 года Турция увеличила в денежном выражении экспорт в Россию на 59,1% по сравнению с аналогичным месяцем 2016 года, до 150 млн долларов. Из них почти 38 млн долларов приходится на экспорт овощей и фруктов. Импорт Турции из России в январе вырос на 10,2 % — до 1,5 млрд долларов. Большая часть импорта из России пришлась на энергоносители (почти на 832 млн долларов) и сталь (279 млн долларов).

Но есть и «ложка дегтя»: видимо, с целью простимулировать скорейшее полное снятие ограничений на импорт в Россию томатов и огурцов Турция с 15 марта исключила Россию из списка стран, ввозящих сельхозпродукцию без пошлин. Теперь при ввозе в Турцию сельхозпродукции для ее последующей переработки и экспорта российские экспортеры должны будут нести высокие дополнительные расходы (при ввозе для внутреннего потребления пошлины действовали и ранее).

По мнению Министра сельского хозяйства РФ Александра Ткачева, такое решение может привести к полному прекращению экспорта в Турцию российской пшеницы, кукурузы, бобовых, риса и другой сельхозпродукции. Например, пошлина на экспорт пшеницы составляет 130%. Пошлины на другие сельскохозяйственные культуры ниже, но тоже весьма существенны.

Что ждет рынок логистики на турецком направлении?

События последних лет показали: международная торговля в огромной степени зависит от состояния политических отношений между странами и в современных условиях может быть существенно ограничена в любой момент. Все долгосрочные отношения между российским и турецким бизнесом теперь будут строиться с учетом этих рисков.

Правительство Российской Федерации не торопясь снимает ограничения на импорт из Турции, действует по принципу: разрешаем то, что не критично для отечественного производителя. Турецкая сторона также приняла ограничительные контрмеры. При этом стороны не могут пока договориться и об обмене разрешениями.

Сергей Кретович: «Россия и Турция до сих пор не обменялись квотами на выдачу разрешений на 2017 год, и АСМАП РФ рекомендует перевозчикам не планировать перевозки из Турции до конца 2-го квартала 2017 года. Когда эта ситуация прояснится – точно никто сказать не может. Также нужно помнить, что Россия - последовательный сторонник снижения количества ЕКМТ, так что с февраля книжек ЕКМТ в работе, вероятнее всего, будет еще меньше, чем в 2016».

Однако природа бизнеса такова, что он будет адаптироваться к любым ситуациям. По многим позициям турецкий бизнес может предложить выгодные сделки, и значит – объемы торговли будут восстанавливаться.

Российская политика однозначно демонстрирует потребность в хороших отношениях с Турцией, несмотря на все разногласия и расхождения в политических интересах на Ближнем Востоке. Это означает, что тренд на российско-турецкое сотрудничество – положительный. Следует ожидать в ближайшем будущем восстановления объемов обмена разрешениями на автомобильные перевозки, что повлечет и некоторое снижение ставок. Будут упрощаться таможенные процедуры в отношении турецких грузов. …Если не произойдет новых неожиданностей.

Ольга Короткова: «Мы строим оптимистические планы по балканскому направлению. Сейчас ситуация улучшается: ставки стабилизировались, увеличиваются заказы по Турции - конечно, не в тех объемах, что было раньше, но рынок явно оживает. И даже если опять случится что-то в политике, я думаю, мы все равно будем на нем работать».

IMG_10024.jpg

Департамент маркетинга ГК TELS



Возврат к списку