Наш опыт - Ваш успех!

Работа на рынке транспортной логистики Турция-Россия: большие перспективы при высоких рисках

25.04.2017

Российско-турецкие взаимоотношения за последние три неполных года претерпели такие амплитудные изменения, которые вряд ли когда-либо были еще в международных отношениях.

Об истории политических и торговых отношений России и Турции, особенностях и перспективах работы на логистическом рынке балканского направления – наш разговор с экспертами Группы компаний TELS:

  • Елена Жилинская, маркетолог-аналитик; 
  • Ольга Короткова, руководитель Департамента автомобильных перевозок Московского офиса; 
  • Сергей Кретович, начальник отдела

turkey-russia.jpgТоргуем и дружим…

До 2015 года в российском общественном мнении Турция позиционировалась как один из главных партнеров России в ближневосточном регионе: устойчивое светское государство, прочные развивающиеся экономические связи, далеко идущие совместные планы и проекты. По информации Посольства Турецкой республики в Москве, ежегодный торговый оборот между Россией и Турцией в 2012-14 гг. устойчиво превышал 30 млрд. долларов. Инвестиции турецких бизнес-структур в экономику России по состоянию на начало 2014 года составляли около 9 млрд. долларов. Деньги вкладывались в строительные проекты, пищевую промышленность, производство тары, сантехники, мебели, банковскую сферу.

После введения в 2014 году санкций Запада в отношении России (а Турция к ним не присоединилась) и решения Правительства РФ о введении эмбарго на поставки продовольственных товаров из ряда стран Европы и США экспорт в Россию турецких продовольственных товаров резко увеличился. На долю России пришлось около 60% всего турецкого экспорта овощей и фруктов.

По данным Министерства сельского хозяйства РФ, в 2014 году импорт продовольствия и сельхозпродукции из Турции в Россию составил $1,7 млрд.

E.zhilinskaya.jpgЕлена Жилинская: «В 2015 году в Россию из Турции было импортировано 3065 тыс. тонн грузов. 43% из этого грузопотока составляли овощи, корнеплоды, фрукты и орехи; еще около 29% - строительные материалы. В оставшихся 28% наибольшую долю занимали пластмассы и пластмассовые изделия, промышленное оборудование, различная химическая продукция, трикотажные полотна, автотранспорт, изделия черных металлов, моющие и чистящие вещества.

В экспорте товаров из РФ в Турцию почти половину объема традиционно составляли нефтепродукты (более 18 млн. тонн), черные металлы - 8,8 млн. тонн, злаки (в основном, пшеница) - 4,7 млн. тонн. Из «несырьевых» товаров большую часть составляли отходы пищевой промышленности и корма для животных, удобрения, жиры животного происхождения, алюминий и изделия из него, овощи и корнеплоды».

На рынке международной логистики РФ направление Балканских стран до ноября 2015 года было одним из наиболее динамично развивающихся. Основную долю этого рынка составляли грузы в/из Турции.

Основной маршрут доставки турецких грузов на автотранспорте пролегает через Болгарию, Румынию, Молдавию, Украину, иногда, Беларусь. Есть еще путь паромом сразу на Новороссийск, но он не очень популярен из-за редкого графика и слабой пропускной способности. Осложнение отношений между Украиной и Россией в определенной степени повлияло на организацию транспортного потока через Украину, но ситуация с грузовым транзитом здесь в целом стабилизировалась.

korotkova.JPGОльга Короткова: «На данном направлении перевозок специализируются в основном молдавские и украинские транспортные компании, предлагающие более выгодные ставки по сравнению с российскими и турецкими перевозчиками. 

В принципе, работа на турецко-российском направлении мало чем отличается от других рынков, но есть своя специфика в скорости расчетов: перевозчики на этом рынке обычно требуют быструю оплату (а то и предоплату), предпочитают наличные. Крупные турецкие экспедиции стараются работать по «европейским» условиям взаиморасчетов, договариваясь со своими подрядчиками и нивелируя эту разницу в требованиях».


***

Развитие торговли с Турцией до конца 2015 года шло успешно и в обстановке благоприятствования, объемы перевозок увеличивались. Казалось, перспективы огромные. Но… инцидент с российским самолетом все резко изменил. Причем, турецкий бизнес пострадал намного больше.

 «Торговая зима»

Сначала явный конфликт интересов на мировой арене у России и Турции обозначился в процессе военной операции России в Сирии, но даже на фоне этого напряжения торговые отношения и потоки русских туристов в Турцию не сокращались (война – войной, а торговля – торговлей.) Все резко изменилось после того, как турецкие ВВС 24 ноября 2015 года сбили над территорией Сирии российский военный самолет. К счастью, российское руководство не стало развивать конфликт в сторону «горячей» или «холодной» войны, но политическая и торговая «зима» наступила.

Практически сразу ввоз любых товаров из Турции стал предельно затруднен: все транспортные средства с турецкими товарами должны были проходить полный досмотр и взятие проб, из-за чего простои в очередях на погранпереходах занимали по несколько суток.

Ольга Короткова: «В 2015 году в Отделе Балканских стран ГК TELS 64% клиентской базы – это были Заказчики на доставку грузов из Турции. В тот момент мы потеряли практически всех. Уже спустя два дня после инцидента с самолетом мы вынуждены были возвращать обратно в Турцию 47 машин. Еще не было санкций и официальных запретов, но машины с товарами из Турции просто не принимали на оформление, и не было понятно, когда что-то прояснится. Позднее уже вышло постановление об обязательном досмотре и отборе проб на таможне. Машины начали проходить границу, но стояли на таможне по пять суток».

C 1 января 2016 года правительством Российской Федерации был принят ряд санкционных мер, среди которых:

  • ограничено право турецких перевозчиков в осуществление двусторонних автомобильных перевозок до 2000 единиц; 
  • запрещён ввоз ряда продовольственных товаров из Турции.

С этого момента Турция уже не могла поставлять в Россию томаты, огурцы, капусту, лук репчатый, многие фрукты и ягоды. Запрет также коснулся замороженных частей тушек и субпродуктов индеек и домашних кур, свежих гвоздик и соли. Растительная продукция, которая не попадала под прямые санкции, ограничивалась к импорту по линии фитосанитарного контроля.

Елена Жилинская:  «Общий объем грузов из Турции в Россию в 2016 году по сравнению с предыдущим годом сократился почти в 2 раза – до 1555 тонн. На 430 тыс. тонн снизился импорт овощей, на 322 тыс. тонн – фруктов, на 370 тыс. тонн – строительных материалов.  В разной степени сокращение импорта коснулось практически всех групп товаров. Выраженным исключением стал только 8-кратный рост импорта молочной продукции, хотя ее удельный вес общем потоке грузов был очень небольшим (9,5 тыс. тонн)».

Общий объем внешней торговли между Турцией и Россией, по данным Посольства Турции в Москве, в 2016 году сократился до 15,3 млрд. долларов.

Ольга Короткова: «Нам рассказывал сотрудник одной турецкой экспедиции: «После этой атаки я со своими турецкими друзьями сидел в кафе в Стамбуле, и в какой-то момент у меня вырвалось: «Ну, зачем ВЫ сбили этот самолет». То есть, сказал, причисляя себя к России - настолько его бизнес был связан с Россией».

***

Летом 2016 года на фоне экономических потерь и политических потрясений (попытка военного переворота в Турции), турецкая сторона «одумалась», и Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в послании Президенту России Владимиру Путину принес свои извинения за сбитый бомбардировщик, выразил соболезнования родственникам погибшего пилота, а также заявил о судебном расследовании против боевика, связанного со смертью российского пилота.

Снова дружим, но с изъятиями…

С этого момента в российско-турецких отношениях началась «оттепель». Но если в политической и военной сферах потепление идет достаточно быстрыми темпами, то в экономической сфере движение к прежнему уровню торговли - не быстрое.

С 20 октября 2016 года отменяется запрет на импорт из Турции цитрусовых и косточковых фруктов.

Елена Жилинская: «Несмотря на то, что снятие торговых санкций было только частичным, в ноябре 2016 года объем импорта товаров из Турции в РФ в физическом выражении сразу восстановился до уровня ноября 2015 года. Правда, декабрь 2016 года к декабрю 2015-го показывал минус 15% (но это уже не минус 71%, как было в январе или марте)».

собственный транспорт для проектов

В марте 2017 года правительство РФ сняло запрет на поставки из Турции лука, цветной капусты, брокколи и гвоздик. Но… пока не разрешило ввоз томатов и огурцов. Как заявил глава Минсельхоза Александр Ткачев, производство томатов и огурцов в России выросло за год на 30%, и надо поддерживать отечественных аграриев. Турецкая сторона выразила недовольство такой выборочной отменой санкций, и с 15 марта исключила Россию из списка стран, ввозящих сельхозпродукцию без пошлин.

Официальное «замирение» летом 2016 года и объявленный курс на восстановление российско-турецких отношений рынку автотранспортной логистики существенных улучшений в условиях работы не принес (хотя активность на нем заметно возросла). Количество «двусторонних» разрешений на автомобильные перевозки пока так и остались на уровне 2 тыс. единиц (крайне мало). Несмотря на то, что еще в декабре 2016-го сняты ограничения на порядок оформления турецких грузов, всё равно продолжается полный досмотр и взятие проб (а это время и деньги).

Ольга Короткова: «Отсутствие договоренностей об обмене разрешениями между Россией и Турцией привело к резкому скачку цен. Тормозить турецкие грузы на пути в РФ перестали, но поскольку с него практически ушли российские и турецкие перевозчики (за исключением владельцев ЕКМТ), рынок отреагировал резким поднятием ставок: с первоначальных 3,5 тыс. до 4-5 тыс. евро. Потом постепенно ставки стали снижаться, но первоначального уровня еще не достигли».

kretovich.jpgСергей Кретович: «Так как в Турции производится для России большое количество потребительских товаров всевозможных брендов, эта ситуация вызвала ажиотажный спрос на транспорт и существенный рост цен - примерно на 800-1000 евро. Получается, что возить могут фактически только перевозчики, имеющие ЕКМТ, а таких не много.

Доставка паромом из Турции сразу в Россию затруднена – спрос сильно превышает предложение, поэтому и цены  очень высокие. Вариант перевозки грузов контейнерами по морю из Турции в Одессу и далее автотранспортом через украинско-российскую границу – не предсказуем по времени транзита. И по-прежнему грузы турецкого происхождения стоят на российской границе по несколько суток».

Несмотря на все сложности, российский рынок грузоперевозок из Турции восстанавливается - в первую очередь за счет крупных транснациональных компаний. Но многие российские импортеры уже успели переориентироваться на поставщиков из других стран или внутри РФ.


  

«Продуктовый портфель» российско-турецкого рынка

Импорт

По итогу всех сложившихся обстоятельств, с учетом относительно небольшого по времени периода действия санкций, есть предположение, что объем российско-турецкого логистического рынка в 2017 году должен восстановиться близко к уровню 2015 года (с некоторыми «изъятиями»). Однако турецким фруктам придется возвращать свою долю на рынке России в конкурентной борьбе с фруктами из Египта, Израиля, Марокко, Китая, Азербайджана и др.

В 2015 году импортный грузопоток из Турции состоял в основном из следующих товарных групп:

Import_turkey-2015.png

Товарные группы

 Тонн

Соль; сера; земля и камень; штукатурные материалы, известь и цемент

879 807

Фрукты и орехи; кожура цитрусовых и дынь

841 414

Овощи, корнеплоды и клубнеплоды

466 531

Прочие химические продукты

80 975

Пластмассы и изделия из них

79 635

Оборудование и механические устройства, их части

71 008

Автотранспорт, их части и принадлежности

51 467

Продукты неорганической химии

47 168

Трикотаж

43 363

Изделия из черных металлов

40 207

Суда, лодки и плавучие конструкции

33 207

Мыло, моющие, чистящие и полировочные составы, пластилин.

32 753

Изделия из гипса и камня, цемента, асбеста и т.п.

30 348

Дубильные и красильные вещества, лаки и краски, шпатлевки, мастики и т.п.

27 011

Черные металлы

26 871

Электрические машины и оборудование, аудио и видео аппаратура, их части  и принадлежности

26 656

Мясо и мясные субпродукты

22 225

Руды, шлак, зола

20 283

Хлопок

16 855

Изделия из недрагоценных металлов

16 770

Другие товары

211 274


К марту текущего года санкции на продуктовые импорт из Турции в РФ практически отменены за исключением помидоров и огурцов – Минсельхоз России настаивает на том, что эти ограничения должны сохраниться ради поддержки отечественных сельхозпроизводителей. Это существенная часть турецкого экспортного потенциала в РФ, поэтому Турция активно добивается полного снятия ограничений. (В 2015 году из Турции в Россию было поставлено 292,8 тыс. т томатов – это 54% от всего импорта томатов в Россию в натуральном выражении.)

Экспорт

Резкое ухудшение российско-турецких отношений существенно не повлияло на объемы экспорта в Турцию в 2016 году в физическом выражении. Но структура грузов несколько изменилась: сократилась отправка злаковых, но выросли поставки нефтепродуктов.

Елена Жилинская: «При всех осложнившихся обстоятельствах экспорт из России в Турцию в 2016 г. увеличился на 4% - в первую очередь за счет нефтепродуктов (+12%, до 20,4 млн. т), черных металлов (+6%, до 9,3 млн. т), отходов пищевой промышленности и кормов для животных (+20%, до 1,6 млн. т), масличных семян (+97%, до 434 тыс. т). При этом более чем на 1 млн. тонн (-21%) сократился экспорт злаковых, на 623 тыс. тонн (-75%) – органической химии, на 119 тыс. тонн (-20%) – алюминия и изделий из него».

export_turkey-2016.png

Товарные группы

 Тонн

Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки

20 462 726

Черные металлы

9 305 505

Злаки

3 691 497

Руды, шлак, зола

1 800 976

Отходы пищевой промышленности, корма для животных

1 561 061

Удобрения

1 090 198

Жиры и масла животного и растительного происхождения

563 861

Овощи, корнеплоды и клубнеплоды

513 032

Алюминий и изделия из него

480 709

Масличные семена и плоды, лекарственные растения и растения для технических целей; солома, фураж

434 228

Сахар и кондитерские изделия из сахара

255 223

Бумага и картон, изделия из них

239 215

Древесина и изделия из нее, древесный уголь

221 103

Органические химические соединения

206 191

Стекло и изделия из него

153 917

Продукты неорганической химии

97 815

Пластмассы и изделия из нее

61 061

Суда, лодки и плавучие средства

50 037

Каучук, резина и изделия из них

38 416

Разные пищевые продукты

37 054

Другие товары

195 334


***

Институт статистики Турции сообщает, что в январе 2017 года Турция увеличила в денежном выражении экспорт в Россию на 59,1% по сравнению с аналогичным месяцем 2016 года, до 150 млн долларов. Из них почти 38 млн долларов приходится на экспорт овощей и фруктов. Импорт Турции из России в январе вырос на 10,2 % — до 1,5 млрд долларов. Большая часть импорта из России пришлась на энергоносители (почти на 832 млн долларов) и сталь (279 млн долларов).

Но есть и «ложка дегтя»: видимо, с целью простимулировать скорейшее полное снятие ограничений на импорт в Россию томатов и огурцов Турция с 15 марта исключила Россию из списка стран, ввозящих сельхозпродукцию без пошлин. Теперь при ввозе в Турцию сельхозпродукции для ее последующей переработки и экспорта российские экспортеры должны будут нести высокие дополнительные расходы (при ввозе для внутреннего потребления пошлины действовали и ранее).

По мнению Министра сельского хозяйства РФ Александра Ткачева, такое решение может привести к полному прекращению экспорта в Турцию российской пшеницы, кукурузы, бобовых, риса и другой сельхозпродукции. Например, пошлина на экспорт пшеницы составляет 130%. Пошлины на другие сельскохозяйственные культуры ниже, но тоже весьма существенны.

Что ждет рынок логистики на турецком направлении?

События последних лет показали: международная торговля в огромной степени зависит от состояния политических отношений между странами и в современных условиях может быть существенно ограничена в любой момент. Все долгосрочные отношения между российским и турецким бизнесом теперь будут строиться с учетом этих рисков.

Правительство Российской Федерации не торопясь снимает ограничения на импорт из Турции, действует по принципу: разрешаем то, что не критично для отечественного производителя. Турецкая сторона также приняла ограничительные контрмеры. При этом стороны не могут пока договориться и об обмене разрешениями.

Сергей Кретович: «Россия и Турция до сих пор не обменялись квотами на выдачу разрешений на 2017 год, и АСМАП РФ рекомендует перевозчикам не планировать перевозки из Турции до конца 2-го квартала 2017 года. Когда эта ситуация прояснится – точно никто сказать не может. Также нужно помнить, что Россия - последовательный сторонник снижения количества ЕКМТ, так что с февраля книжек ЕКМТ в работе, вероятнее всего, будет еще меньше, чем в 2016».

Однако природа бизнеса такова, что он будет адаптироваться к любым ситуациям. По многим позициям турецкий бизнес может предложить выгодные сделки, и значит – объемы торговли будут восстанавливаться.

Российская политика однозначно демонстрирует потребность в хороших отношениях с Турцией, несмотря на все разногласия и расхождения в политических интересах на Ближнем Востоке. Это означает, что тренд на российско-турецкое сотрудничество – положительный. Следует ожидать в ближайшем будущем восстановления объемов обмена разрешениями на автомобильные перевозки, что повлечет и некоторое снижение ставок. Будут упрощаться таможенные процедуры в отношении турецких грузов. …Если не произойдет новых неожиданностей.

Ольга Короткова: «Мы строим оптимистические планы по балканскому направлению. Сейчас ситуация улучшается: ставки стабилизировались, увеличиваются заказы по Турции - конечно, не в тех объемах, что было раньше, но рынок явно оживает. И даже если опять случится что-то в политике, я думаю, мы все равно будем на нем работать».

IMG_10024.jpg

Департамент маркетинга ГК TELS



Возврат к списку

Контакты для прессы:

e-mail: marketing@telsgroup.com

телефон:

+ 375 17 210 49 30 (внутр. 2769)  


Что нового обещает Таможенный кодекс ЕАЭС? 09.01.2018 Что нового обещает Таможенный кодекс ЕАЭС?

Таможенный кодекс ЕАЭС с 1 января 2018 года вступил в силу. Единые правила прохождения таможни призваны упростить внешнеэкономическую деятельность для предприятий стран ЕАЭС. Эксперты пока осторожно комментируют это событие.

Россия увеличивает импорт шоколада 12.12.2017 Россия увеличивает импорт шоколада

Россияне увеличивают потребление импортного шоколада: ввоз кондитерских изделий в Россию за 9 месяцев текущего года увеличился на 27%, при этом поставки шоколада и шоколадных изделий выросли на 44%.