Наш опыт - Ваш успех!

Успеть в будущее! 5 уровней логистического сервиса

10.04.2012

Общая тенденция развития мирового рынка такова – крупные производители товаров и услуг стараются все больше концентрировать свои усилия и капиталы на основной профильной деятельности. Для выполнения непрофильных функций могут создаваться дочерние предприятия, но чаще эти функции отдаются на аутсорсинг. В полной мере это относится и к логистическому сервису. Например, только в США в сфере логистических услуг оборачивается порядка 40 млрд. долл.

Соответственно, выросло и количество предприятий по оказанию комплексных логистических услуг - логистических посредников (провайдеров). Уровень разных провайдеров отличается чрезвычайно – и по спектру услуг, и по технологическому уровню. Согласно принятой на Западе и развивающейся классификации логистической деятельности сегодня уже выделяют 5 уровней логистического сервиса (PL-Party Logistics):

1PL: логистический инсорсинг

Технологии инсорсинга сформировались в 70-80-х годах прошлого века. 1PL – это когда вся логистика предприятия планируется и осуществляется самим грузовладельцем на своем транспорте со своим водительским составом. Полностью автономная логистика.

2PL: частичный логистический аутсорсинг

2PL – «логистика второй стороны»: фирма сама выполняет часть логистических функций – планирует, складирует, формирует логистические цепочки, но не обладает собственным транспортом – привлекает транспорт сторонних организаций. В этом случае подрядчик, – обычно, транспортная компания, «заряженная» на ограниченный набор функций, имеющая ограниченный регион перевозок, использующая свои материальные активы (транспортный парк) для предоставления услуг.

3PL: комплексный логистический аутсорсинг

Уровень 3PL – уровень аутсорсинга, когда грузовладелец сам уже не занимается внешней логистикой. 3PL-провайдеры - высококвалифицированные логистические провайдеры с широким спектром услуг, объединяющие несколько (или подавляющее большинство) логистических функций. На этом уровне провайдер еще не интегрирован в хозяйственную деятельность клиента – это просто подрядчик по доставке грузов, не участвующий в планировании всей логистической цепочки предприятия.

4PL: интегрированный логистический аутсорсинг

4PL - уровень аутсорсинга, при котором компания-производитель привлекает логистического аутсорсера не только для выполнения функций комплексной транспортной логистики, но и передает ему задачи по проектированию и планированию цепей поставок и управление логистическими бизнес-процессами на предприятии. По оценкам экспертов, уже сейчас суммарный объем мирового рынка такой контрактной логистики составляет более $200 млрд.

4PL-провайдер является организатором всей логистической цепи предприятия, сочетая в себе функции консалтинговой компании, менеджера логистических бизнес-процессов и 3PL-провайдера. Ключ его успеха — предоставление наиболее оптимальных решений для клиента за счет высокого уровня своих профессиональных компетенций и привлечения к сотрудничеству надежных и квалифицированных подрядчиков - 3PL-провайдеров.

Зачем компаниям-клиентам интегрироваться с логистическими провайдерами?

Сегодня политика многих производителей товаров в области обеспечения своих логистических потребностей пока строится на принципах «диверсификации» - все объемы грузов делятся между 3-4 логистическими подрядчиками. В этом случае часть логистических функций – планирование, регулирование отношений с подрядчиками – осуществляется за счет ресурсов предприятия. Таким образом предприятия обеспечивают свою «логистическую безопасность», как они ее понимают. Но участникам рынка никуда не деться от общих мировых тенденций – «разделения труда» с целью оптимизации затрат. Если они хотя выиграть в конкурентной борьбе…

Основные преимущества 4PL подхода – в оптимизации расходов предприятия и повышение его эффективности за счет сокращения операционных затрат, трудовых ресурсов, оборотного и основного капитала. По некоторым исследованиям, интеграция технологий квалифицированного логистического провайдера в деятельность клиента, формирование общего информационного пространства способна сократить операционные затраты предприятия на 15%, материальные ресурсы – на 30%. Минимизация складских запасов, сокращение ресурсных затрат на обеспечение логистического процесса способствует сокращению цикла «заказ-деньги». Отсутствие необходимости в содержании собственных материальных активов для обеспечения логистических процессов снижает уровень вложений в основной капитал предприятия.

Таким образом, у логистического аутсорсинга в текущий момент есть огромный потенциал для развития. Процессы глобализации, возрастающие запросы потребителей заставляют компании искать все новые и новые способы для повышения конкурентоспособности, сохранения и расширения своего присутствия на мировом рынке, в том числе, за счет внедрения более современных логистических подходов к построению бизнеса. Транснациональных корпораций, пользующихся услугами 4PL-операторов, уже достаточно большое количество. Среди них - SONY, TOSHIBA, FORD, DAIMLER, CHRYSLER и другие.

5PL: «виртуальная» логистика

5PL-провайдер – логистический аутсорсер, оказывающий весь комплекс услуг за счет использования глобального информационно-технологического пространства. Этакий «виртуальный» логистический партнер, у которого в руках вся информация о логистических возможностях участников рынка и высокотехнологичный IT-продукт, позволяющий строить самые оптимальные логистические цепочки. Собственных материальных, финансовых, рабочих и др. ресурсов, используемых непосредственно в организации перевозок, у такого оператора может и не быть.

В отношении перспектив развития этого уровня логистики мнения экспертов сильно различаются. Некоторые вообще утверждают, что введение определения 5PL – это скорее маркетинговый ход, чисто теоретическое построение. Ничего принципиально нового в практику логистической деятельности он не привносит, а лишь совершенствует 4PL-уровень – автоматизирует и оптимизирует работу по поиску логистических решений.

В дополнение к этому многие эксперты говорят о том, что, несмотря на глобализацию мировой информационной среды, крупнейшие транснациональные операторы не заинтересованы в интеграции в единое информационное пространство, поскольку это создаст намного более неблагоприятную для них конкурентную среду и нивелирует их достижения по созданию собственных сервисных сетей. Им более интересно развиваться в сторону монополизации рынка и утверждения своей исключительности, а не участвовать в создании открытого информационного логистического пространства.

Но есть и рассуждения, что сегодня конкуренция идет не только между экономическими субъектами рынка, но и между политическими союзами и мировыми элитами, которые готовы стимулировать развитие глобальной информационной среды для захвата технологического первенства. Так Евросоюз активно финансирует из своего бюджета развитие новых глобальных IT-технологий в области логистики, и лет через 20-30, при наличии политической воли, на территории Европейского союза вполне может появиться единая логистическая информационная сеть, и, как следствие, 5PL-провайдеры.

Все это означает, что уровень 5PL имеет реальные шансы для своего развития, вопрос только - в каком виде это будет происходить? Представить «чисто виртуального логистического провайдера» сегодня действительно трудно. Скорее следует ожидать развитие пятого уровня у действующих логистических провайдеров 3PL и 4PL уровней, которые будут своими холдинговыми структурами присутствовать и на других уровнях, но непосредственное обслуживание клиентов будет осуществляться подразделениями 5PL уровня, использующих как собственные ресурсы компании, так и ресурсы привлеченных подрядчиков.

Разумеется, на этом уровне логистического сервиса игроков не может быть много. Кто первый успеет… Остальные транспортно-экспедиционные компании постепенно будут все больше становиться подрядчиками 5PL-провайдеров.

Насколько это будущее далекое – трудно сказать…

В любом случае – будущее за IT

Ни у кого не вызывает споров, что будущее логистического сервиса – за развитием IT технологий. И это развитие подразумевает не просто технологическое усовершенствование существующих функций, а создание на базе IT-решений принципиально новых видов сервиса – автоматизация подбора маршрута (с вариантами по разным параметрам), трэкинг (онлайн отслеживание), клиентские блоки (для интегрированных Заказчиков) и пр. В этом случае основные функции IT будут меняться от простого обеспечения работы единого информационного пространства компании к развитию ее сервисного уровня, что и станет генеральной функцией IT-секторов логистических компаний 4 и 5-го уровней.

Подготовлено отделом маркетинга ГК TELS для adc-tehnika.ru

Возврат к списку

Контакты для прессы:

e-mail: marketing@telsgroup.com

телефон:

+ 375 17 210 49 30 (внутр. 2769)  


Что нового обещает Таможенный кодекс ЕАЭС? 09.01.2018 Что нового обещает Таможенный кодекс ЕАЭС?

Таможенный кодекс ЕАЭС с 1 января 2018 года вступил в силу. Единые правила прохождения таможни призваны упростить внешнеэкономическую деятельность для предприятий стран ЕАЭС. Эксперты пока осторожно комментируют это событие.

Россия увеличивает импорт шоколада 12.12.2017 Россия увеличивает импорт шоколада

Россияне увеличивают потребление импортного шоколада: ввоз кондитерских изделий в Россию за 9 месяцев текущего года увеличился на 27%, при этом поставки шоколада и шоколадных изделий выросли на 44%.